Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
18.08.2017 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в законодательстве о международных автомобильных перевозках грузов

Что изменится для белорусских перевозчиков грузов после вступления в силу изменений и дополнений в Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З).

23 января 2018 г. вступит в силу Закон от 17.07.2017 № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 50-З). Рассмотрим основные новшества, затрагивающие деятельность международных автомобильных перевозчиков грузов.

Изменения в основном направлены на создание правового поля для деятельности международных автомобильных перевозчиков в целях совершенствования их правовой защиты и исключения случаев необоснованного привлечения их к ответственности за неправильное оформление транспортных и грузосопроводительных документов, реализации международных договоров и обязательств РБ, совершенствования государственного регулирования международных автомобильных перевозок грузов.

1. Перечень и оформление транспортных документов

Внесены изменения в ст. 40 Закона № 278-З и установлен четкий перечень транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов. К ним относятся:

– путевой лист;

– товарно-транспортная накладная при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов;

– международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее – CMR-накладная), составленная со­гласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19.05.1956 (далее – Конвенция), при выполнении международных автомобильных перевозок грузов;

– иные документы в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов.

Таким образом, Законом № 50-З разграничено применение товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и CMR-накладной для внутриреспубликанских и меж­дународных перевозок соответственно и исключено применение двух транспортных накладных одновременно. На уровне Закона № 50-З закреплена норма, которая еще постановлением Совмина от 5.02.2016 № 102 была включена в Правила автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970), и разрешила ситуацию, связанную с привлечением к ответственности международных автоперевозчиков по ч. 4 ст. 12.17 КоАП и взыскания с них стоимости перевозимых товаров, не оформленных товарно-транспорт­ной накладной фор­мы ТТН-1 дополнительно к CMR-накладной при перевозке грузов, начинающейся с территории РБ, а также в случае неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных в грузосопроводительных документах, либо в связи с их отсутствием (сертификаты соответствия, фитосанитарный, ветеринарный сертификаты на груз и прочие документы, сопровождающие груз). Напомним, что в настоящее время при международных перевозках грузов, начинающихся с территории РБ, дополнительно к CMR накладной в качестве грузосопроводительного документа грузоотправителем должна быть оформлена товарная накладная ТН-2.

2. Оформление транспортных и грузосопроводительных документов. Ответственность – на грузоотправителе

Законом № 50-З впервые дано определение грузосопроводительных документов: это документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами РБ, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ЕАЭС), должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке.

Как видим, определение отсылает нас к законодательству РБ, документам ЕАЭС и международным договорам. Однако перевозчик не обязан владеть полным перечнем документов, которые должны сопровождать тот или иной груз. Это обязанность грузоотправителя, который в силу ст. 41 Закона № 278-З должен обеспечить предоставление автомобильному перевозчику грузо­сопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредставление в полном объеме.

При этом автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственности за неправильность их оформления.

 С принятием Закона № 50-З нормы, разграничивающие ответственность грузоотправителя и перевозчика, конкретизированы и установлены актом высшей юридической силы.

Внесенные изменения по сравнению с действующей редакцией устанавливают ответственность грузоотправителя за правильность оформления и полноту представленных перевозчику грузосопроводительных документов, одновременно освобождая перевозчика от ответственности за правильность их оформления.

Примерный (неисчерпывающий) перечень грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, содержится в п. 22 Правил № 970. К ним относятся:

– ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);

– карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

– фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

– сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);

– разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);

– первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории РБ), оформленной в соответствии с законодательством РБ;

– иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами РБ должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.

Важные изменения коснулись обязанности перевозчика по проверке правильности оформления транс­портных документов. По действующему законодательству (ст. 44 Закона № 278-З) перевозчик при приме груза обязан проверить не только внешнее состояние груза, упаковку и его количество, но и правильность оформления транспортных документов.

В то же время ст.ст. 7 и 8 Конвенции, имеющей приоритет перед национальным законодательством, определено, что перевозчик должен проверить только внешнее состояние груза, упаковку и сверить его количество с указанным в накладной. При этом ответственность за сведения, указанные им в накладной, несет отправитель.

С принятием Закона № 50-З данное противоречие в белорусском законодательстве устранено. Так, со­гласно новой редакции ст. 44 Закона № 278-З перевозчик обязан проверить лишь наличие транспортных документов (ранее – правильность оформления). При этом на грузоотправителя возложена ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов (ст. 56 Закона № 278-З в редакции Закона № 50-З).

В действующей редакции ст. 56 Закона № 278-З отправитель несет ответственность только за правильность сведений и полноту лишь грузосопроводительных (не транспортных) документов.

Данные положения позволят вывести перевозчика из зоны ответственности по нарушениям, предусмотренным ч. 4 ст. 12.17 КоАП, предусматривающей ответственность, в т.ч. за транспортировку товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или при наличии не соответствующих действительности документов.

3. Реализация на территории РБ условий Хартии качества ЕКМТ

Во время подготовки законопроекта на саммите Международного транспортного форума 28.05.2015 г. министрами транспорта была принята Хартия качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ. Хартия качества принята в целях развития рынка международных грузовых автомобильных перевозок на европейском континенте и распространяется на международные автомобильные грузовые перевозки, выполняемые с использованием разрешений ЕКМТ.

Хартия качества дополняет положения Руководства для должностных лиц и перевозчиков по использованию многосторонней квоты ЕКМТ, в котором конкретизированы характеристики разрешений, распределяемых в соответствии с данной системой, а также условия и сфера их использования.

Хартия качества определяет общие правила в части доступа к профессии, требований к подготовке водителей и гармонизации классификации нарушений в сфере ЕКМТ. В частности, вводятся единые для всех стран – участниц ЕКМТ требования к предприятиям, осуществляющим международные автомобильные перевозки: финансовая устойчивость, деловая репутация транспортных операторов, профессиональная подготовка водителей и транспортных управляющих, гармонизированная система контроля и санкций за нарушения требований Хартии качества.

Хартия качества введена в действие с 1 января 2016 г., а применение ее положений ко всем операциям по международным автомобильным грузовым перевозкам, осуществляемым в рамках разрешений ЕКМТ, начнется с 1 января 2018 г. Страна – участница ЕКМТ, претендующая на получение разрешений ЕКМТ, обязана подтвердить, что на ее территории требования Хартии качества соблюдаются на законодательном уровне.

Таким образом, Законом № 50-З в ст. 18 Закона № 278-З имплементированы требования Хартии качества и установлено, что автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен отвечать критериям деловой репутации и финансового состояния, установленным Правилами автомобильных перевозок грузов, а также привлекать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством.

Критерии и порядок подтверждения деловой репутации и финансового состояния автомобильного перевозчика, выполняющего международные автомобильные перевозки грузов, будут установлены Правилами автомобильных перевозок грузов.

4. Реализация положений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

Пунктом 5 раздела II «Автомобильный транспорт» Приложения 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе предусмотрено обязательство государств – членов ЕАЭС принять программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена.

В целях реализации договоренностей, достигнутых главами государств-членов, ст. 19 Закона № 278-З в редакции Закона № 50-З предусматривается, что выполнение внутриреспубликанских автомобильных перевозок автомобильными перевозчиками государств – членов ЕАЭС осуществляется на основании международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, с соблюдением условий, установленных законодательством.

5. Реализация положений Закона

Статьей 2 Закона № 50-З даны поручения Совмину в 6-месячный срок привести решения правительства РБ в соответствие с Законом № 50-З, обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления их нормативных правовых актов в соответствие с данным документом, а также принять иные меры по его реализации. Предполагается внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты либо разработка новых. Всего будет принято около 20 нормативных правовых актов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений