$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Изменения в Кодекс об административных правонарушениях

29.07.2016

Часть изменений, внесенных в КоАП Законом от 19.07.2016 № 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон № 407-З), основные положения которого вступят в силу с 23 августа 2016 г., была проанализирована в «ЭГ» № 56 за 26.07.2016 г. Продолжим рассмотрение темы.

Охрана труда

Как и сейчас, нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем (ИП) требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. в технических и локальных нормативных правовых актах, согласно ч. 1 ст. 9.17 КоАП будет влечь наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин (далее – БВ). При этом ч. 1 ст. 9.17 КоАП дополняется исключением – нарушениями, предусмотренными ч. 2 ст. 9.17 КоАП.

В свою очередь, в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 9.17 КоАП допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего предварительный, периодический или предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотра либо освидетельствования обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, либо неотстранение от выполнения работ (оказания услуг) лица, заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, теперь наказывается штрафом в размере от 8 до 45 БВ.

Что касается деяний, предусмотренных ст. 9.17 КоАП и совершенных повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, то они будут регламентироваться ч. 3 ст. 9.17 КоАП, в которой сохраняется действовавшая в настоящее время административная ответственность – наложение штрафа в размере от 15 до 50 БВ.

Алкогольная, непищевая спиртосодержащая продукция, непищевой этиловый спирт, табачное сырье и табачные изделия

В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 6 ст. 12.21 КоАП, производство юридическим лицом не только плодовых вин, но и любой алкогольной продукции, равно как и непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта в случаях, когда такое производство запрещено законодательными актами, будет караться штрафом в размере от 50 до 100 БВ, а на юридическое лицо – от 150 до 500 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения.

Если сейчас штрафом в размере от 40 до 150 БВ согласно ч. 8 ст. 12.23 КоАП наказывается только перемещение по территории Республики Беларусь алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья или табачных изделий без предусмотренного законодательными актами обязательного сопровождения, то с 23 августа 2016 г. та же мера административной ответственности предусмотрена и за перемещение алкогольных напитков или табачных изделий транспортными средствами, не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств в установленном законодательством порядке, в случаях, когда такое перемещение запрещено законодательными актами.

В ч.ч. 9 и 11 ст. 12.23 КоАП, регламентирующих меры ответственности за отдельные нарушения порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, связанные с государствами – участниками евразийских интеграционных проектов, упоминание о Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 заменяется на Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Вносятся уточнения и в ст. 12.26 КоАП, в соответствии с которой нарушение ИП или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в использовании при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов алкогольных напитков и товарных знаков, используемых для обозначения алкогольных напитков (было – торговых марок алкогольных напитков), бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в т.ч. в предоставлении более 5 литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, либо в организации и проведении таких мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, приведет к наложению штрафа в размере от 50 до 100 БВ.

Кроме того, ст. 12.26 КоАП дополняется ч. 7, согласно которой производство товаров, не являющихся табачными изделиями, с имитацией внешнего вида или использованием наименований видов табачных изделий в наименованиях (дополнительных наименованиях) таких товаров, а также оптовая, розничная торговля такими товарами, осуществляемые ИП или юридическим лицом в нарушение установленного законодательными актами запрета, наказывается штрафом на ИП или юридическое лицо в размере от 10 до 50 БВ.

В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 12.28 КоАП, в которой установлены в т.ч. меры ответственности за нарушения, связанные с этиловым спиртом, в виде штрафа на ИП и (или) юридическое лицо в размере стоимости отпущенного (полученного, использованного) спирта, таким штрафом будет наказываться не только нарушение установленного законодательными актами порядка отпуска (получения) этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, но и использование этого спирта на цели, не указанные в наряде или разнарядке.

Некурительные табачные изделия

КоАП дополняется ст. 16.10, в которой установлены меры ответственности за незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания (далее – некурительные табачные изделия).

Так, приобретение, хранение некурительных табачных изделий в количестве, не превышающем 50 граммов, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере всего лишь до 2 БВ (ч. 1). В то же время перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий в количестве, превышающем 50 граммов, а равно их реализация при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности наказываются штрафом в размере от 10 до 40 БВ с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без их конфискации либо административным арестом с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без их конфискации.

За изготовление некурительных табачных изделий в количестве, превышающем 50 граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности штраф еще выше: от 35 до 45 БВ с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

При этом под некурительными табачными изделиями понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

В новой редакции ст. 17.3 КоАП нас интересуют только ч.ч. 2, 3 и 5, которые регламентируют нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Если за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения размер штрафа не изменился (от 1 до 10 БВ, за повторное нарушение в течение года – от 2 до 15 БВ или административный арест), то за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, он существенно увеличен и составляет от 8 до 12 БВ.

Кроме того, КоАП дополняется ст. 17.15, согласно которой непринятие ИП либо уполномоченным должностным лицом юридического лица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 20 БВ, а на ИП или юридическое лицо – от 20 до 50 БВ.

Существенно увеличиваются штрафы за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, установленные в ст. 18.25 КоАП.

Так, допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или лица, не имеющего права управления транспортным средством, или лица, не прошедшего освидетельствования в случаях, когда оно обязательно, будет наказываться штрафом в размере от 8 до 45 БВ (сейчас – от 2 до 8 БВ). То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, будет караться штрафом в размере от 15 до 50 БВ (сейчас – от 8 до 12 БВ).

Использование национального сегмента сети Интернет

Статья 22.16, в которой установлены меры ответственности за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет, дополняется ч.ч. 4 и 5, согласно которым:

– неисполнение владельцем интернет-ресурса уведомления Министерства информации Республики Беларусь о необходимости удаления сообщения или материала, направленных на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 БВ, на ИП – от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 100 БВ;

– невыполнение поставщиком интернет-услуг предусмотренных законодательными актами обязанностей по формированию и хранению актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах наказывается штрафом в размере от 20 до 50 БВ, на ИП – от 50 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 200 БВ.

Декларирование доходов и имущества

В ч. 1 ст. 23.9 КоАП, регламентирующей меры ответственности за нарушение порядка декларирования доходов и имущества, уточняется, что непредставление физическим лицом в установленный законодательством или в письменном требовании налогового органа срок декларации о доходах и имуществе в случаях, предусмотренных законодательными актами, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию (в настоящее время здесь говорится только об обязательном декларировании), наказывается штрафом в размере от 5 до 50 БВ.

Аналогичное уточнение вносится и в примечание к данной статье. При этом перечень действий, не являющихся административным правонарушением согласно ст. 23.9 КоАП, дополняется указанием в декларации о доходах и имуществе неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, если физическим лицом представлена уточненная декларация о доходах и имуществе в налоговый орган, государственный орган, иную организацию, должностному лицу, которые проводят проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, до составления соответственно налоговым органом акта камеральной проверки физического лица, а государственным органом, иной организацией, должностным лицом – заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации о доходах и имуществе.

Законом № 407-З также внесены определенные изменения в ПиКоАП.

Автор публикации: Александр ГАНАГО