Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Юридическим лицам
22.08.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в административных процедурах налоговых органов

Постановлением Совмина от 11.08.2017 № 605 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 605), вступающим в силу с 1.01.2018 г., вносятся корректировки в несколько нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления налоговыми органами административных процедур в отношении субъектов хозяйствования, а также подтверждения последними сведений об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) при их обращении в госорганы, организации для совершения юридически значимых действий.

Из подп. 1.1 п. 1 постановления Совмина от 11.05.2009 № 617 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур» (далее —постановление № 617) исключается норма, согласно которой административная процедура регистрации книги учета проверок осуществляется на основании устного заявления юридического лица РБ, иной организации или ИП. Это вызвано отменой регистрации этой книги налоговыми органами.

Из подп. 1.21 и подп. 1.8 п. 1 постановления № 617 ис­ключается упоминание о выдаче организации или ИП справки о состоянии расчетов с бюджетом, поскольку отменяется сама справка. Факт наличия или отсутствия задолженности об уплате налоговых платежей с 1.01.2018 г. будет подтверждать выписка из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней, которую должна оформлять инспекция МНС по месту постановки плательщика на учет, либо перечень организаций и ИП, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, размещенный на сайте МНС.

Аналогично из единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее —Перечень № 156), исключаются обе упомянутые административные процедуры, которые сейчас осуществляются налоговыми органами по месту постановки субъекта хозяйствования на учет: выдача справки о состоянии расчетов с бюджетом (п. 1.12) и регистрация книги учета проверок (п. 2.31).

Из Перечня № 156 также исключается административная процедура выдачи справки, подтверждающей, что ИП не является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (п. 1.7). Соответствующие изменения вносятся в подп. 35.3 п. 35 Правил создания и функционирования рынков, утв. постановлением Совмина от 16.07.2014 № 686. В то же время п. 2.28 Перечня № 156 дополняется административной процедурой по внесению в элект­ронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее —ЭБД) сведений об изменении адреса места нахождения книги (книг) учета проверок. Данная административная процедура является бесплатной и осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов.

Книга учета проверок

Наиболее существенные изменения внесены постановлением № 605 в порядок реализации и приобретения книги учета проверок. Так, в соответствии с новой редакцией ч. 1 подп. 2.1 п. 2 постановления Совмина от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее –постановление № 383) проверяемые субъекты, названные в п. 1 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее –Указ № 510), будут обязаны приобретать эту книгу не в течение одного месяца со дня постановки их на налоговый учет, как сейчас, а не позднее 6 месяцев с указанной даты. Напомним, что согласно п. 1 Указа № 510 к проверяемым субъектам относятся организации, их обособленные подразделения, имеющие УНП, представительства иностранных организаций, ИП, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (анти­кризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или ИП.

При этом в новой редакции п. 2 Правил ведения книги учета проверок, утв. постановлением № 383, теперь установлено, что реализация этой книги проверяемым субъектам будет осуществляться РУП «Информационно-­издательский центр по налогам и сборам» и «Издательство «Белбланкавыд» (далее –РУП). Для приобретения книги учета проверок проверяемым субъектам надо будет предъявить следующие документы:

документ, удостоверяющий служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность, или выписку из решения общего собрания, правления или иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор, или удостоверение руководителя некоммерческой организации), а также оригинал документа, удостоверяющего его личность, –при получении книги руководителем организации;

документ, удостоверяющий личность, – при получении книги ИП, нотариусом, лицом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временным (антикризисным) управляющим, не являющимся юридическим лицом или ИП;

документ, удостоверяющий личность, а также доверенность на получение книги –при получении ее представителем проверяемого субъекта (кроме руководителя организации).

Информация о книгах учета проверок будет передаваться РУП в ЭБД в соответствии с Положением о порядке ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утв. постановлением Совмина от 6.07.2011 № 912.

Проверяемым субъектам по-прежнему придется приобретать книгу учета проверок дополнительно на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения, в т.ч. ИП –на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект, в котором он выполняет работы, оказывает услуги, реализует товары. Исключения, как и ранее, составляют только транспортные средств, используемые для перевозок пассажиров и грузов на основании лицензии.

С учетом корректив, внесенных в п. 2.28 Перечня № 156, в случае изменения адреса места нахождения книги учета проверок проверяемый субъект должен не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем изменения, обратиться в ИМНС по месту постановки на учет для внесения соответствующих изменений в ЭБД. Книги учета проверок, зарегистрированные налоговыми органами до вступления в силу постановления № 605, используются до полного заполнения всех страниц.

Как и ранее, книга учета проверок должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью руководителя проверяемого субъекта либо ИП, нотариуса, лица, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временного (антикризисного) управляющего, не являющегося юридическим лицом или ИП, и печатью (а при ее отсутствии у субъекта хозяйствования –только подписью).

Справки о долгах перед бюджетом

Исключение из Перечня № 156 административной процедуры выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом привело к необходимости корректировки нормативных правовых актов, в которых упоминается этот документ. Так, согласно изменениям, внесенным в ч. 1 п. 20 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утв. постановлением Совмина от 31.12.2013 № 1189, иностранная организация обязана закрыть представительство в порядке, установленном положением о данном представительстве, и в месячный срок после этого представить в МИД комплект документов, в который с 1.01.2018 г. вместо копии справки о состоянии расчетов с бюджетом, выдаваемой ИМНС, входит выписка из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней.

В Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88 (далее – Положение № 88), из перечня документов об экономическом и финансовом положении участника исключается справка о задолженности по платежам в бюджет. При этом сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней будут включаться в сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие участника на подписание договора. Достоверность сведений об отсутствии такой задолженности конкурсная комиссия сможет проверить по перечню организаций и ИП, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, размещенному на сайте МНС.

При проведении конкурса в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по передаче принадлежащих Республике Беларусь или административно-­территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, утв. постановлением Сов­мина от 31.12.2010 № 1929, сведения об отсутствии задолженности по уплате налоговых платежей за последний отчетный период юридические лица – резиденты РБ должны будут отражать в заявлении на участие в конкурсе без представления соответствующего документа из ИМНС. Достоверность таких сведений также будет проверяться по упомянутому перечню.

Аналогичный порядок представления и проверки сведений об отсутствии у участника конкурса задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней предусмотрен в:

– Положении о порядке организации и проведения конкурсов по выбору заказчика (застройщика) по строительству многоквартирных жилых домов, за исключением жилых домов повышенной комфортности в г. Минске и областных центрах, утв. постановлением Совмина от 10.09.2013 № 798;

– Положении о порядке проведения конкурса на оказание государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования в виде возмещения за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей, утв. постановлением Совмина от 29.04.2016 № 347;

– Положении о порядке проведения конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, утв. постановлением Совмина от 27.12.2012 № 1219.

Республиканским органам госуправления, иным гос­организациям, подчиненным Совмину, дан 3-месячный срок на приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с постановлением № 605.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by