Изменение сроков уплаты НДС
Экономический результат деятельности предприятия слагается из многих составляющих, в частности, возможности изменения сроков уплаты налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 1 ст. 58 ТК ЕАЭС1 изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в форме отсрочки или рассрочки. Финансовая выгода предприятия от получения отсрочки (рассрочки) заключается в виде получения своеобразного кредита под процент ставки рефинансирования Нацбанка, который всегда ниже, чем ставки кредитов коммерческих банков.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ТК ЕАЭС основания для изменения сроков уплаты налогов, а также условия и порядок их изменения устанавливаются законодательством государства – члена Евразийского экономического союза (далее – Союз), в котором они уплачиваются.
В РБ основания для предоставления отсрочке установлены ст. 106 Закона2. Нормами данной статьи определено, что отсрочка уплаты налогов предоставляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю – плательщику при наличии одного из следующих оснований:
|
Основание для изменения срока уплаты платежа |
Разъяснение порядка подтверждения наличия оснований для изменения срока уплаты платежа |
|
Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы |
Регламентирован Положением № 4063. Подтверждение выдается: – республиканскими органами государственного управления, в ведомственной подчиненности которых находится плательщик; – облисполкомами (Мингорисполкомом), если плательщик не находится в ведомственной подчиненности республиканских органов государственного управления. |
|
Задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ |
|
|
Ввоз скоропортящихся товаров |
В настоящее время не определен исчерпывающий перечень товаров, которые относятся к категории скоропортящихся товаров. В этой связи субъекты хозяйствования имеют право использовать нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, которые относят те или иные категории товаров к товарам с весьма ограниченными сроками годности или реализации. |
|
Осуществление поставок в рамках международного договора РБ |
Международный договор РБ – международный договор (межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера), заключенный в письменной форме РБ с иностранным государством (иностранными государствами), с международной организацией (международными организациями), иным субъектом (иными субъектами), обладающим (обладающими) правом заключать международные договоры, который регулируется международным правом независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования и способы заключения международного договора) (ст. 1 Закона № 421–З4) |
|
Ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому Правительством РБ, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц |
Перечень сельскохозяйственной техники Правительством РБ не определен. |
|
Ввоз товаров, в т.ч. сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке |
Под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков. |
Вышеприведенный перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате ввозных таможенных пошлин является закрытым и не подлежит произвольному расширению таможенными органами по своему усмотрению.
Вопрос 1. Организация, обладающая статусом уполномоченного экономического оператора, поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления оборудование в порядке, установленном ст. 441 ТК ЕАЭС. Может ли организация заявить в представленной декларации на товары отсрочку по уплате НДС по причине причинения ей ущерба в результате стихийного бедствия?
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 441 ТК ЕАЭС товары, декларантом которых будет выступать уполномоченный экономический оператор, могут быть заявлены к выпуску товаров до подачи декларации на товары в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с п. 7 Особенностей таможенного регулирования5, изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары, при их последующем таможенном декларировании не производится.
Таким образом, организация не вправе заявить в представленной декларации на товары отсрочку по уплате НДС, т.к. оборудование было выпущено до подачи декларации на товары.
Отсрочка НДС предоставляется таможенным органом на срок не более двух месяцев. При этом в силу нормы п. 4 ст. 105 Закона предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов может производиться в отношении всей суммы налога, подлежащей уплате, либо ее части.
То есть, например, организация при импорте товаров вправе получить отсрочку по уплате НДС и не получать отсрочку по уплате акциза. Согласно п. 7 ст. 105 Закона за предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов уплачиваются проценты.
Проценты начисляются на сумму таможенной пошлины, налога, по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты этой таможенной пошлины, налога, за каждый день пользования отсрочкой или рассрочкой.
Расчет процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины, налога производится по каждому такому периоду по формуле:
П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100), где:
П – размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
РТП – размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
КД – количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Нацбанка оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;
СР – ставка рефинансирования Нацбанка, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.
Проценты уплачиваются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем уплаты в полном объеме суммы таможенной пошлины, налога, в отношении которой была предоставлена отсрочка.
Вопрос 2. Несет ли таможенный представитель, который представлял от имени организации декларацию на товары, в которой была заявлена отсрочка уплаты НДС, солидарную ответственность по погашению отсроченного НДС с организацией, ввезшей скоропортящийся товар?
В соответствии со ст. 99 Закона при совершении таможенных операций таможенный представитель несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком, за исключением случаев, когда исполнение обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов связано:
– с соблюдением требований и условий таможенных процедур, под которые помещены товары;
– с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов;
– с пользованием и (или) распоряжением товарами, помещенными под таможенную процедуру с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, а также с выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным условием предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, законодательство не возлагает на таможенных представителей солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком в случае изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов.
Порядок отсрочки по НДС
Порядок получения отсрочки по НДС состоит из следующих этапов.
Этап 1. Направление обращения в таможенный орган. Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.
Согласно п. 8 ст. 105 Закона отсрочка уплаты налогов предоставляется таможенным органом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее – ИП) – плательщика, которое подается в письменной форме в таможенный орган, в котором будет производиться декларирование товаров.
В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов указываются следующие сведения:
- сведения о плательщике;
- наименование товаров;
- реквизиты внешнеторгового договора;
- основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
- сумма налога, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
- срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
- график поэтапной уплаты сумм налога, если в его отношении запрашивается рассрочка;
- информация об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 107 Закона, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляется.
Подача заявления должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, предусмотренных ст. 106 Закона.
Пунктом 7 Особенностей таможенного регулирования определено, что таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, за исключением случаев предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов по решению Президента, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о наступлении одного из следующих обстоятельств:
- лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, имеет не исполненную в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также процентов, пеней по ним;
- в отношении лица, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки, возбуждено производство по делу о банкротстве;
- лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- в отношении претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки физического лица, являющегося ИП либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, возбуждено уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами.
Если же об этих обстоятельствах таможенному органу стало известно после принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, данное решение подлежит аннулированию. Об этом лицо, подавшее заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней после принятия данного решения.
Вопрос 3. Организация, находящаяся в стадии санации, ввозит товары из Республики Польша. Имеет ли право организация получить отсрочку уплаты НДС?
Согласно п. 2 ст. 58 ТК ЕАЭС основания для изменения сроков уплаты налогов, а также условия и порядок их изменения устанавливаются законодательством государства–члена, в котором они уплачиваются.
В соответствии с п. 7 Особенностей таможенного регулирования, таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, за исключением случаев предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов по решению Президента, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о том, что в отношении лица, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки, возбуждено производство по делу о банкротстве.
В соответствии со ст. 26 Закона № 415-З6 производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) возбуждается экономическим судом на основании заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника. Согласно ст. 13 Закона № 415-З при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):
- защитный период;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
В свою очередь, конкурсное производство включает в т.ч. санацию.
Таким образом, организация не вправе претендовать на получение отсрочки по уплате НДС, т.к. в отношении нее возбуждено производство по делу о банкротстве.
В соответствии с п. 6 ст. 105 Закона отсрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты суммы налогов.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 63 ТК ЕАЭС, уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:
- денежными средствами (деньгами);
- банковской гарантией;
- поручительством;
- залогом имущества.
Денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов вносятся в белорусских рублях на единый счет. При этом проценты на внесенные суммы не начисляются. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежными средствами, таможенный орган производит обращение (зачет) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в таможенные пошлины, налоги.
Наиболее интересными с финансовой точки зрения видами обеспечения уплаты таможенных платежей являются банковская гарантия; поручительство; залог имущества.
В соответствии со ст. 110 Закона таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, филиалами банков и структурными подразделениями банков от имени банков, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет.
Предоставление банковской гарантии регламентируется гл. 20 БК7. В соответствии со ст. 164 БК в силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж). При этом в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей применяется гарантия по первому требованию, под которой понимается обязательство гаранта (т.е. банка) уплатить бенефициару (т.е. таможне) денежную сумму по его первому письменному требованию, составленному в соответствии с условиями гарантии. Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не оговорено в тексте гарантии. Банковская гарантия считается выданной с момента направления (передачи) ее таможенному органу для обеспечения уплаты НДС.
В соответствии со ст. 109 Закона залог имущества оформляется договором о залоге имущества, заключаемым между таможенным органом и лицом, предоставляющим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. К правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, выполнением обязательств, обеспеченных залогом, обращением взыскания на заложенное имущество, прекращением залога, применяются положения гражданского законодательства РБ и Закона.
В соответствии со ст. 315 ГК8 в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Вопрос 4. Какое имущество таможенные органы принимают в залог?
В силу п. 3 ст. 109 Закона предметом залога может быть имущество, которое в соответствии с гражданским законодательством РБ может являться предметом залога, за исключением:
- имущества, находящегося за пределами РБ;
- имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, иным образом обремененного правами третьих лиц;
- скоропортящихся вещей, животных;
- электрической, тепловой и иных видов энергии;
- предприятий как имущественных комплексов;
- имущественных прав;
- ценных бумаг;
- имущества, ограниченного в обороте.
При этом в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов залог товара в обороте не применяется.
Договор о залоге имущества может заключаться с оставлением предмета залога у залогодателя или с передачей заложенного имущества таможенному органу. Договор о залоге имущества заключается с оставлением предмета залога у залогодателя, если у таможенного органа отсутствуют основания полагать, что условия пользования, распоряжения и хранения предмета залога не будут соблюдены.
В силу норм ст. 391 ГК таможенные органы и лица, предоставляющие обеспечения уплаты таможенных платежей, свободны в заключении договора. Этой же статьей определено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Нормами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, а также законодательством РБ не предусмотрено обязательное заключение таможенными органами договоров залога. Таким образом, таможенные органы в силу норм ГК обладают правом воздерживаться от вступления в договорные отношения в случае недостижения сторонами согласия по всем существенным условиям договора. Однако согласно ст. 309 Закона в случае отказа в заключении договора о залоге имущества таможенный орган в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня поступления предложения о заключении договора залога и прилагаемых документов, информирует об этом лицо, предложившее заключить договор о залоге имущества, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Все расходы, связанные с заключением договора о залоге имущества и обращением взыскания на заложенное имущество, несет залогодатель.
В соответствии с п. 11 Особенностей таможенного регулирования поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, предусматривающего обязанность поручителя уплатить в полном объеме таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени в случае неисполнения плательщиком такой обязанности, обеспеченной поручительством.
К иным правоотношениям, вытекающим из договора поручительства, применяются нормы ст.ст. 341–347 ГК, Положения № 13749, постановления № 8910.
В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.
В соответствии со ст. 341 ГК по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.
Таким образом, между поручителем и таможенным органом заключается договор поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченных поручительством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем своих обязательств таможенные органы вправе взыскать с него причитающиеся к уплате суммы таможенных пошлин, налогов, пеней.
Этап 2. Подача в таможенный орган декларации на товары, в которой заявлена отсрочка уплаты таможенных платежей.
Этап 3. Корректировка декларации на товары при погашении отсрочек (рассрочек) уплаты НДС.
Субъектам хозяйствования, которые получили отсрочки (рассрочки) уплаты НДС, следует помнить о необходимости отражения фактов их погашения путем представления корректировок деклараций на товары в таможенные органы.
В соответствии с п. 11 Порядка № 28911 сведения, указанные в декларации на товары (далее – ДТ), подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты.
При этом декларантом представляются надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (далее – КДТ), ее электронная копия, а также документы и (или) сведения, подтверждающие уплату НДС. В случае внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, КДТ может быть представлена декларантом в виде электронного документа. Рассмотрение таможенным органом КДТ производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов.
В связи с вышеизложенным при погашении отсрочки (рассрочки) уплаты НДС организациям следует до окончания ее срока представить в таможенный орган надлежащим образом заполненную КДТ, ее электронную копию, документы, подтверждающие уплату НДС и процентов по предоставленной отсрочке (рассрочке).
1Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
2Закон от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон).
3Положение о порядке выдачи подтверждения наличия отдельных оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, утв. постановлением Совмина от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
4Закон от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь».
5Особенности таможенного регулирования, утв. Указом Президента от 22.12. 2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Особенности таможенного регулирования).
6Закон от 13.07.2012 № 415–З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 415-З).
7Банковский кодекс (далее – БК).
8Гражданский кодекс (далее – ГК).
9Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утв. постановлением Совмина от 14.10.2011 № 1374 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
10Постановление Минфина от 30.09.2016 № 89 «Об установлении типовой формы договора о предоставлении поручительства».
11Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289.