$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Строительство

Изменен порядок формирования договорной цены в строительстве

08.07.2016

Постановлением Совмина от 3.06.2016 № 434, которое вступает в силу через 3 месяца после своего официального опубликования (с 12.09.2016 г.), вносятся изменения в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (далее – Положение).

Положение дополняется определением фактической стоимости подрядных работ, под которой понимаются фактические затраты на выполнение работ в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядчика с добавлением прибыли исходя из уровня рентабельности в размере, предусмотренном подрядчиком в цене предложения, на основании которой по результатам выбора заказчиком подрядчика сформирована неизменная цена.

Как и сейчас, цена заказчика будет формироваться на основании проектной, в т.ч. сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

При этом если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) будет составлять от 6 до 24 (сейчас от 6 до 12) месяцев, то цена заказчика (т.е. стартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда) пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) (далее – строительство объекта) путем применения не индексов цен в строительстве, как сейчас, а прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики, в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства.

Также с 12 до 24 месяцев увеличивается период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта и пересчета сметной документации по заданию заказчика с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства с повторным прохождением государственной экспертизы в установленном порядке.

К четырем способам определения цены предложения подрядчика, предусмотренным Положением (ресурсному методу, применению укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, а также сочетанию этих способов), добавляется определение цены предложения путем применения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, к стоимости подрядных работ (строительства объекта), определенной на основании утвержденной в установленном порядке сметной стоимости строительства объекта, от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала его строительства и в пределах нормативного срока строительства объекта.

Кроме случаев корректировки неизменной цены, предусмотренных п. 10 Положения в настоящее время, установлено, что неизменная цена должна корректироваться и в случае снижения по отношению к ней фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.

Кроме того, постановлением № 434 регламентированы случаи получения подрядчиком экономии, когда фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией.

В частности, если фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией, то согласно новой редакции п. 11 Положения подрядчик сохраняет право на оплату работ по неизменной цене, предусмотренной договором строительного подряда, за исключением подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.

Снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене, сформированной исходя из Положения, при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты деятельности подрядчика. Исключение составляют случаи снижения фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.

Кроме того, в новой редакции п. 11 Положения установлено, что экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью подрядных работ может быть получена в результате:

– изменения способов производства работ, использования в процессе строительства объекта иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в т.ч. сметной, документацией (при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам и требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами);

– снижения в процессе строительства объекта стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой (в случае, если иное не предусмотрено в договоре строительного подряда согласно абз. 4 ч. 1 п. 10 Положения);

– снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой; завершения строительства объекта в срок, меньший нормативного срока его строительства;

– принятия подрядчиком иных мер.

Как и сейчас, порядок расчетов за выполненные работы определяется законодательством и договором строительного подряда с применением актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и справок о стоимости выполненных работ и затратах в соответствии с формами, утвержденными Минстройархитектуры.

Автор публикации: Александр ГАНАГО