$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ИЗДЕРЖКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОДХОДА©

25.11.2011

Отчет экспертов ЕЭК ООН об инновационном развитии Беларуси — первый опыт комплексного исследования отечественной инновационной системы, основных направлений ее дальнейшего движения. Авторы отчета обращают внимание на выделение и стимулирование главного движущего звена — предпринимательства и вовлечение белорусов в международную систему инноваций. Такую оценку высказал директор Белорусского инновационного фонда Анатолий ГРИШАНОВИЧ.

По мнению директора БИФ, в Беларуси к настоящему времени организованы институциональные компоненты национальной инновационной системы (НИС) и базовых элементов инновационной инфраструктуры. При этом основное внимание уделяется административным и институциональным аспектам, а не укреплению взаимосвязей между различными подсистемами НИС (предпринимательство, наука, образование, инфраструктура). Политика в этой сфере по-прежнему базируется на представлении об инновациях как о научно-технических разработках, что чрезмерно сужает ее предмет и цели.

Сформированная НИС и структура управления инновационной деятельностью ориентированы на нужды секторов и отраслей. Такой «вертикальный» подход стал хорошей отправной точкой для развития. Но сегодня система перегружена институтами и программами и стала довольно громоздкой. При этом не уделяется должного внимания созданию эффективных горизонтальных взаимосвязей (междисциплинарных, межотраслевых, межведомственных и т.п.), играющих ключевую роль в работе современных НИС.

Предпринимательский сектор является одним из наиболее слабых звеньев НИС в нашей стране. Его укрепление требует не столько административной поддержки, сколько экономических стимулов. Нынешние методология и практика статистического учета инновационной деятельности в Беларуси существенно отличаются от применяемых в большинстве стран Европы. Эти расхождения затрудняют прямые международные сопоставления, как на макро-, так и на микроуровнях. Сопоставимость показателей инновационной деятельности необходима для эффективного бенчмаркинга (эталонных сравнений сильных и слабых сторон инновационной деятельности), а также для формирования национальной политики на перспективу.

Концентрация НИОК(Т)Р в исследовательских институтах и сравнительно ограниченная вовлеченность предприятий не соответствуют общепринятой практике развитых государств и не способствуют развитию инновационного потенциала компаний. При этом взаимоотношения науки и производства строятся в первую очередь на правовых и организационных механизмах, в значительно меньшей степени используя экономические стимулы.

Производители знаний должны иметь возможность получать выгоду от результатов своего труда, что позволит ускорить процессы коммерциализации, считает А.Гришанович. Государственным научно-исследовательским учреждениям следует разработать правила и регламенты, стимулирующие участие сотрудников в процессах коммерциализации, и обеспечить подготовку и повышение квалификации кадров в данной сфере.

Финансирование инноваций порождает ряд проблем, для решения которых требуется господдержка. Так, некоторые свойства, с которыми сопряжены инновации (информационная асимметрия, субъективные, моральные и экономические риски), снижают готовность внешних инвесторов вкладывать капитал в инновационные проекты. Поэтому объемы частного финансирования инноваций часто оказываются ниже социально оптимального уровня. Между тем многие страны компенсируют недостатки банковского и акционерного финансирования инноваций с помощью льготного кредитования, выделения грантов, предоставления гарантий по кредитам, поддержки неформальных инвесторов и венчурных фондов.

В нашей стране традиционно половина финансирования НИОК(Т)Р осуществляется за счет бюджета. Объясняется это неразвитостью рынка научно-технической продукции, слабостью частного сектора, недостаточностью гарантий для инвесторов. В стране мало финансовых институтов, работающих в инновационной сфере, банковский сектор не готов к кредитованию столь рискованных проектов. Частный сектор не оглашает своих возможностей и интереса к таким проектам. Недостаточная проработка законодательства в данной сфере также сдерживает привлечение капитала в научно-техническую и инновационную сферу деятельности.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА