Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Резонанс
26.07.2013 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИЗДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ©

Снижение эффективности деятельности торговых организаций прежде всего обусловлено жесткой конкуренцией, считает министр торговли Валентин Чеканов. Такое мнение он высказал в ходе пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы отрасли в I полугодии 2013 г.

Снижение эффективности деятельности торговых организаций прежде всего обусловлено жесткой конкуренцией, считает министр торговли Валентин Чеканов. Такое мнение он высказал в ходе пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы отрасли в I полугодии 2013 г.

Министр рассказал, что за январь–июнь розничный товарооборот вырос на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в т.ч. продовольственных товаров — на 12%, непродовольственных — на 28,8%. Увеличены продажи практически всей номенклатуры товаров. Снижение реализации коснулось отдельных товарных позиций, в частности, масла сливочного (на 5,1%), сыров (2,5%), сахара (3,5%), табачных изделий (7,4%), алкогольных напитков (6,7%).

Тем не менее развитие отрасли сопровождает ряд проблем, признал В.Чеканов. В частности, наблюдается значительное уменьшение рентабельности продаж с 4,2% в I полугодии 2012 г. до 3,4% в январе–июне т.г., в т.ч. в рознице — с 3,7% до 2,6%, а в оптовой торговле — с 5,2% до 4,2%. По мнению министра, снижение эффективности деятельности торговых организаций прежде всего обусловлено жесткой конкуренцией и стремлением увеличить объемы продаж с помощью специальных акций, скидок, распродаж, снижения торговых надбавок. От этого, конечно, выигрывает покупатель, а вот торговля теряет доходы, поскольку зачастую скидки составляют до 60% торговой надбавки. При этом расходы по проведению стимулирующих покупательскую активность мероприятий в основном несут торговые организации — привлечь к этому процессу производителей удается далеко не всегда, отметил В.Чеканов.

Усилившаяся конкуренция в отрасли сопровождается ростом числа убыточных торговых организаций. Впрочем, по сравнению с I кварталом их количество удалось снизить с 152 до 128, в т.ч. в рознице — с 99 до 87. Все же, по оценке Минторга, это непозволительно много.

Одной из главных задач, которые власти ставят перед торговлей, — увеличение доли продаж отечественных товаров. В январе–июне она в розничном товарообороте составила 71,5%, в т.ч. в продовольственных товарах — 82,8%, в непродовольственных — 55,9%. При этом от производителей постоянно требуется обновление ассортимента с учетом покупательского спроса. В ходе конъюнктурных совещаний, рабочих встреч на ярмарках работники торговли вносят предложения по выпуску конкурентоспособной, в т.ч. импортозамещающей продукции.

Тем не менее нельзя обойтись без критического импорта и других зарубежных товаров для расширения ассортимента. Однако, по мнению министра, некоторые коммерческие организации необоснованно увлекаются импортом там, где имеются белорусские аналоги. «Если взять ЦУМ и ГУМ — там 80–90% отечественного товара, а в крупной сети его может быть только 60%. Поэтому Минторг активизировал работу с крупными торговыми сетями по увеличению предложения отечественных товаров на полках магазинов, — рассказал В.Чеканов. — Мы приглашаем к себе руководителей и собственников торговых предприятий, заключаем договоры о том, что торговая сеть поставляет такие товары, а исполком на себя берет такие-то обязательства, идут переговоры, какого-либо давления административного в этом плане не оказывается. Ни разу за все встречи, которые я проводил, не было ни одного отказа по поводу продажи отечественных товаров. Конечно, покупателю нельзя навязать товар, но можно предложить выбор».

По мнению министра, торговля остается одной из самых привлекательных отраслей для иностранного капитала: за январь–май в нее привлечено 264 млн. USD прямых иностранных инвестиций, что составило 17,1 % всего объема ПИИ в страну за 5 месяцев.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений