$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ИЗДЕРЖКИ БИЗНЕСА

22.05.2007

Средним и даже малым предприятиям, с численностью работающих до 10 человек, государство доводит темпы роста объемов производства. Обязательность их выполнения можно считать одним из факторов высоких темпов экономического роста — следует из результатов очередного исследования условий функционирования частных малых и средних предприятий (МСП) Беларуси, проведенного исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента.

Удельный вес МСП, которым доводятся прогнозные показатели, остается примерно одинаковым на протяжении ряда лет (табл.1).

Положительный ответ на вопрос о доводимых темпах роста практически не зависит от сферы деятельности МСП и варьируется от 34% в сфере образовательных, консалтинговых, юридических и прочих услуг до 44% в строительстве. Интересно, что под контроль чиновников попадают скорее «старые», чем «новые» предприятия (41% в МСП, созданных до 1996 г.; 38% — в фирмах, созданных в период 1997-2004 гг. и 29% — после 2005 г.). Как и в предыдущие годы, существует зависимость между доведением темпов роста и размером фирмы (табл. 2).

Отчитываться сложно и дорого

Большой проблемой для частного и государственного бизнеса является огромное количество форм и показателей, по которым нужно постоянно отчитываться перед органами госуправления. При этом все предприниматели отмечают, что с каждым годом бумажек и форм отчетности становится все больше, несмотря на всеобщую компьютеризацию и интернетизацию.

Согласно исследованию, составлением отчетности для органов госуправления на среднестатистическом МСП занято 3,14 чел. Чем старше предприятие, тем больше у него отчетности. Так, на предприятиях, созданных до 1996 г., этим занимаются в среднем 3,56 чел., в то время как на предприятиях 1997-2004 г. — 3,11, после 2005 г. — 2,56 чел.

В среднем, руководитель среднестатистического МСП тратит на общение с органами госуправления 9,27 часов в неделю, т. е. формально больше одного рабочего дня. Чем моложе предприятие, тем больше его руководитель общается с чиновниками. Наиболее трудоемкой является отчетность в таких сферах деятельности, как строительство, транспорт и связь (4,6 чел. на одном МСП), в этих же отраслях руководители тратят более всего времени на общение с чиновниками (11-14 часов в неделю).

Попробуем приблизительно посчитать издержки чрезмерного госрегулирования. Допустим, что зарплата одного сотрудника среднего звена, работающего на МСП с отчетностью, — 300 USD плюс 40% социальных налогов (уплачиваемых МСП с фонда зарплаты). Итого 420 USD. В стране 33 тыс. малых предприятий и примерно 2 тыс. средних, дополнительные издержки которых на оплату труда только одного непроизводительного сотрудника (сотрудник, занимающийся ненужной для предприятия, но обязательной отчетностью, не производит добавленную стоимость для предприятия) составляют 5040 USD в год, или около 176,4 млн. USD в целом. Если занятых на предприятии отчетностью «лишних» насчитывается более одного, то можно говорить о дополнительных затратах МСП на ведение бизнеса в 250-400 млн. USD в год.

Однако это лишь прямые расходы предприятий на зарплату этих сотрудников. К ним можно добавить издержки на компьютеры, бумагу, принтеры. К непроизводительным расходам относится стоимость времени руководителей фирм, затраченного на общение с вышестоящими инстанциями. Зачастую на фирмах вводят специальную должность вице-директора, в чьи обязанности входит посещение чиновников разного уровня — от горисполкома до министерств. Их время не дешево. Естественно, что все эти издержки отражаются на ценах конечной продукции.

Приведенный расчет издержек чрезмерной отчетности носит условный характер. Однако не вызывает сомнения, что финансовые и трудовые ресурсы, используемые частным бизнесом на эти цели, могли бы быть направлены в более производительное русло.

Зарегулированные цены

Не секрет, что формально или неформально все цены в нашей стране регулируются государством — от всеобщего запрета на рост цен более чем на 0,6% в месяц до рекомендаций по величине наценок и рентабельности.

Основным фактором, влияющим на уровень цен, респонденты назвали налогообложение. Далее следуют цены конкурентов и затраты на производство. А вот законодательные ограничения в области регулирования цен в этом списке заняли только восьмое место (табл. 3).

Согласно опросу, на малых и средних предприятиях в среднем 2,75 чел. занимаются расчетом себестоимости и цен, при этом каждый работник затрачивает на это 46 часов в месяц (около 6 дней).

Эти величины варьируются в зависимости от размера предприятия и сферы его деятельности (табл. 4). В среднем возможная экономия в случае отмены различных норм обязательного ценового регулирования составляет 2,31 человека, что примерно даст фирме 924 USD в месяц.

Применяя приведенный выше подход, можно говорить о том, что общие издержки среднего МСП на выполнение норм ценообразования составляют 924 х 1,4 х 12 = 15 523 USD в год. На 35 тыс. МСП это позволит сэкономить 543,305 млн. USD в год (0,5% ВВП).

Основными нормами ценового законодательства, в наибольшей степени отвлекающими ресурсы фирмы на непроизводительный труд, по мнению респондентов, являются составление отчетных калькуляций (50%), регистрация новых цен (43%), составление плановых калькуляций (39%). Для сравнения: регулирование предельного уровня повышения цен в месяц отметило 25%, а регулирование норм прибыли — 4%.

В условиях ухудшающейся ценовой конъюнктуры и снижающейся рентабельности государственных заводов и фабрик, упрощение условий хозяйствования, т. е. отмена совершенно ненужных норм и разрешений позволит высвободить значительные ресурсы в экономике страны. Эти деньги могут быть использованы бизнесом совершенно по-разному — на рост инвестиций, на рост потребления, на рекламные или представительские расходы. Однако в любом случае высвобождаемые сотни миллионов USD будут истрачены внутри страны, что будет способствовать росту национальной конкурентоспособности.

Елена РАКОВА,
кандидат экономических наук,
исследовательский центр ИПМ
 
*Все таблицы опубликованы в печатной версии "Экономической газеты".