$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Логистика

Избыток складов и дефицит услуг

26.02.2016

В Беларуси в 2016 г. планируется ввести в эксплуатацию 4 новых логистических центра, в 2017-м – еще два. Ситуация в экономике не позволяет поддерживать создание подобных объектов прежними темпами.

Логистика

Избыток складов и дефицит услуг

В Беларуси в 2016 г. планируется ввести в эксплуатацию 4 новых логистических центра, в 2017-м – еще два. Ситуация в экономике не позволяет поддерживать создание подобных объектов прежними темпами.

В настоящее время Минтранс продолжает доработку проекта Государственной программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2016–2020 годы, сообщил «ЭГ» заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Этот документ должен принять эстафету от аналогичной программы на период до 2015 года, утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249.

По состоянию на 28.01.2016 г. в Беларуси функционируют 38 логистических центров (из которых половина создана в рамках госпрограммы), из них 11 – государственных. Остальные созданы частными производственными и торговыми компаниями, в т.ч. из России, Азербайджана и Ирана. По данным исследования кафедры логистики Международного университета «МИТСО», проводившегося в декабре 2015 г. – январе 2016 г., самым привлекательным местом явились окрестности Минска (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров), где расположены 29 объектов, и Бреста (граница с Польшей) – 6 объектов.

Суммарная площадь складов класса «А» и «В» логистических центров составляет более 640 тыс. м2, в т.ч. общего пользования – 510 тыс. м2, таможенных и складов временного хранения – 90 тыс. м2, низкотемпературных и складов-холодильников – 40 тыс. м2. Для сравнения: площади складов класса «А» и «В» в районе Варшавы и Киева составляют около 2,6 млн. и 1,6 млн. м2 соответственно.

В 11 белорусских логистических центрах имеются склады временного хранения, таможенные склады и пункты таможенного оформления, в 4 есть биржевые склады. При этом лишь 8 центров являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта, остальные доступны только для автомобилей.

Этап активного строительства в Беларуси логистических центров завершился в 2015 г. К этому времени был модернизирован транспортно-логистический центр «Колядичи» БЖД, что позволило увеличить его мощности по хранению и переработке грузов в 2,5 раза, до 100 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) в год. ООО «Белагротерминал» ввело в эксплуатацию первую очередь производственно-агрологистического терминала «Сморгонь» для перевалки зерна и другой сельхозпродукции, хранения и транспортировки растительных масел, компания «А-100 Девелопмент» – складской комплекс «Северный» площадью 22,5 тыс. м2, обувной холдинг «Марко» – одноименный торгово-логистический центр на выезде из Витебска площадью 10 тыс. м2.

Привлекательность инвестиций в логистические центры в последнее время значительно снизилась, отмечается в исследовании. Из-за падения спроса на складские услуги в 2015 г. цены на них уменьшались. Например, в Минске и Минском районе ставка арендной платы за 1 м2 сократилась с 10–12 до 4–8 EUR для складов и с 0,5–0,7 до 0,2 EUR за сутки ответственного хранения. Одновременно арендаторы получили возможность выбирать, и они стремятся менять старые склады на более современные.

Предложение складских площадей теперь существенно превышает спрос (их заполнение составляет 40–60%). С вводом новых объектов дисбаланс еще больше усилится, а доходность услуг логистических операторов снизится. Поэтому они стремятся разнообразить свою деятельность, предлагая клиентам новые сервисы, в т.ч. обработку грузов, их таможенное оформление, очистку, перевалку на другие виды транспорта.

Благодаря этому участникам рынка в прошлом году удалось сохранить обороты. Согласно отчетам формы «1-Логистика» по итогам 2015 г. объем логистических услуг вырос на 20% по сравнению с 2014 г. – до 178,7 млн. USD, из которых 76,5% – услуги, оказанные резидентам. При этом на долю логистических центров приходится 133,5 млн. USD, а операторов, арендующих склады и другие объекты, – 45,2 млн.

По мнению экспертов, ассортимент услуг, оказываемых сегодня белорусскими логистическими центрами, достаточно ограниченный: он включает лишь 15 из 62 видов работ, перечисленных в стандарте СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации». Между тем в странах ЕС таких услуг еще больше, а в Японии – 110 видов. Смотрите диаграмму Процент комплексности логистических услуг, оказываемых логистическими провайдерами, в странах Европы, по ссылке:   https://neg.by/public_files/NEG_16d1.tif

Избыток складских площадей и ограниченный ассортимент услуг требуют корректировки политики развития рынка. В ближайшие годы массового строительства логистических центров не предвидится, будут лишь заканчиваться ранее начатые проекты. Например, в 2016 г. ожидается ввод в эксплуатацию лишь 4 новых объектов, в т.ч. транспортно-логистического центра «Могилев-Белтаможсервис» (2,6 тыс. м2), и еще одного объекта компании «Белтаможсервис» в районе пограничного перехода «Брузги» (20 тыс. м2).

По мнению специалистов, доработанная программа развития логистической системы должна учитывать новые тенденции на рынке. Среди прочего ожидается появление планов эволюции локальных и ведомственных логистических систем (БЖД, ОАО «Белорусская товарная биржа», Белкоопсоюз и др.), которые привели бы не к конкуренции между ними, а к взаимодополняемости, оптимизации затрат и привлечению грузопотоков в республику.

Пока же уровень логистических издержек в республике остается достаточно высоким. Об этом свидетельствует 99-ое место Беларуси в Индексе эффективности логистики (LPI), составленном Всемирным банком в 2014 г. Это существенно снижает эффективность работы предприятий, отрицательно влияет на их конкурентоспособность и транзитный потенциал страны. Улучшить ситуацию в данной сфере призваны мероприятия, включенные в новую программу.

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ