$

2.2378 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

Избавимся от "лишних" такси?

30.04.2002
Ассоциация "Такси республики" обратилась в Палату представителей с предложением, во-первых, "ввести квотирование", то есть ограничить количество выдаваемых лицензий на таксомоторные перевозки; во-вторых, распространить фиксированную ставку налога, которую сегодня платят занимающиеся извозом индивидуальные предприниматели, на таксомоторные предприятия (выровнять уровень налоговой нагрузки), и, в-третьих, создать при Министерстве транспорта и коммуникаций специальный контрольный орган -- Транспортную инспекцию.

ИМЕННО эти меры, по мнению руководителей предприятий подотрасли, помогут последним встать на ноги и "не отдать рынок перевозок пассажиров на откуп криминалу".

По словам президента ассоциации и одновременно генерального директора ОАО "Легавтотранс" Ивана Малашевича, экономическое положение таксомоторных предприятий с каждым годом ухудшается. Например, рентабельность минских ОАО "Легавтотранс" и "Автотаксосервис" близка к нулю. Заработанные средства идут прежде всего на налоги. Эти два акционерных общества перечислили в декабре 2001г. в госбюджет в расчете на одного работника соответственно 216 тыс. и 311 тыс. рублей. Таксист же, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, платит ежемесячно лишь фиксированную сумму. Так, в соответствии с решением Мингорсовета ставка единого налога по виду деятельности "Услуги такси и прочего пассажирского сухопутного транспорта в пределах Беларуси" составляет 60 евро (в декабре она равнялась 86 тыс.руб.), то есть в 3--5 раз меньше.

Предприятие должно обеспечить своим работникам заработную плату, немалые средства уходят на содержание служб, сооружений, на социальные гарантии для членов трудового коллектива. Оно обязано оказывать помощь сельскому хозяйству, финансировать дошкольные учреждения и т.д.

В то же время таксомоторные предприятия гарантируют населению твердые тарифы, жесткий график выхода машин на линию независимо от погодных условий, безопасность и качество обслуживания. Ведь водитель таксопарка в отличие от индивидуального предпринимателя обязан утром до работы и после смены пройти медосмотр, выехать на технически исправном автомобиле, сдать выручку. За "частником" такого контроля нет.

Но в итоге акционерные общества не в состоянии конкурировать с индивидуальными предпринимателями, утверждают члены ассоциации. Уравняйте для всех налоги -- и тогда посмотрим, кто выиграет в конкурентной борьбе, говорят директора.

Они обратились в Конституционный суд, который в своем решении предложил местным Советам "уточнить фиксированные ставки подоходного налога с индивидуальных предпринимателей с учетом сопоставимости налоговой нагрузки на одного работника таксомоторного предприятия, с тем чтобы режим налогообложения не подавлял экономическую активность различных субъектов хозяйствования".

ДИРЕКТОРА таксопарков считают, что лицензий на таксомоторные перевозки выдается слишком много. В итоге водители не загружены работой, машины часами простаивают из-за отсутствия пассажиров. Поэтому Минтранс должен разработать нормативные документы по обоснованию необходимого количества автомобилей такси для того или иного населенного пункта и на базе этих цифр установить квоты на выдачу лицензий.

ТРУДНО согласиться с такими подходами. Взять хотя бы тот факт, что акционерные общества возникли не на пустом месте, они появились в результате акционирования таксопарков, где государство десятилетиями создавало производственную инфраструктуру, постоянно заботилось об обновлении машин. Сегодня это фактически частные предприятия и все эти заботы обязаны взять на себя новые хозяева. В то же время индивидуальный предприниматель эксплуатирует автомобиль, приобретенный за свои кровные, покупает запчасти, ремонтирует его, занимается перевозками на свой страх и риск, стараясь материально обеспечить семью.

Настораживает желание принять "нормативный документ по обоснованию необходимого количества таксомоторов", ввести ограничение на выдачу лицензий и таким образом сделать рынок "цивилизованным". Причем как-то само собой подразумевается, что сокращение машин произойдет за счет индивидуальных предпринимателей. Фактически, поддерживая на словах конкуренцию, директора предприятий просят государство помочь им устранить с рынка конкурентов.

Однако в странах, которые мы называем цивилизованными, подобные вопросы решаются иначе -- с помощью рыночных механизмов. Побеждает тот, чьи услуги качественнее, доступнее, дешевле.

И не проиграет ли в итоге введения "квот на лицензирование" пассажир? Не придется ли горожанам, как в былые времена, томиться в очередях в ожидании автомашин с шашечками по бокам? Ведь таксист в условиях дефицита мог отказаться ехать по невыгодному для него маршруту, диктовать цену. Сегодня с такими фактами мы практически не сталкиваемся, по крайней мере в дневное время: на стоянках к услугам клиента всегда есть несколько машин.

В СЛОЖНОЙ экономической ситуации оказались предприятия многих отраслей. Огромный налоговый пресс (кстати, по оценке российских экспертов, уровень белорусских налогов на 40--60% превышает оптимальные значения), отсутствие оборотных средств, нехватка денег на выдачу зарплаты -- такие жалобы можно услышать от руководителей сплошь и рядом.

Государство постоянно вмешивается в оперативную деятельность хозяйствующих субъектов, держит их под жестким контролем. Кстати, в ходе встречи прозвучал интересный факт: в Барановичах индивидуальные предприниматели установили фиксированную сумму на перевозку -- 2500 руб. за доставку в любую точку города. Пассажирам нововведение чрезвычайно понравилось, и они стали дружно пользоваться такой услугой. Как только ОАО "Барановичитаксосервис", для того чтобы вернуть хотя бы часть клиентов, решило перенять чужой опыт, тут же появилась налоговая инспекция: нарушаете законодательство.

Проблемы в этой области назрели, решать их, конечно, надо. Но не за счет же малого предпринимательства!

Другое дело -- нелегальный извоз. Ежедневно тысячи водителей занимаются перевозками пассажиров без лицензий, отнимая клиентов у законопослушных перевозчиков. Естественно, налоги они не платят.

В соседней Польше за работу без лицензии штрафуют на 3 тыс.USD. На такую же сумму водителя наказывают за утаивание выручки. По нашему законодательству можно конфисковать машину, которую "левак" использует для извоза. Однако такое наказание применимо лишь в том случае, если водителя задерживают "с поличным" несколько раз. Поскольку рейды по выявлению нарушителей проводятся от случая к случаю, то сделать это непросто, норма закона практически не работает. Для решения этих задач -- прежде всего борьбы с нелегальным извозом -- предполагается создать при Министерстве транспорта и коммуникаций Транспортную инспекцию. Кстати, в России подобное ведомство, имеющее высокий статус (его руководитель -- в ранге замминистра), работает в тесном контакте с госавтоинспекцией и налоговиками.

Парламентская комиссия по промышленности, топливно-энер- гетическому комплексу, транспорту, предпринимательству решила рекомендовать правительству рассмотреть вопрос о целесообразности создания при Министерстве транспорта и коммуникаций транспортной инспекции. А при подготовке Налогового кодекса -- учесть решение Конституционного суда "в части допустимости выравнивания налоговой нагрузки" на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Многие из проблем должны найти свое решение в законе "О городском пассажирском транспорте", подготовка которого идет в комиссии.

Автор публикации: Анна РАДЮК


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы