Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
05.03.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИЗ КАКОГО ТЕСТА РАБОЧЕЕ МЕСТО©

Создание новых высокопроизводительных рабочих мест и новых производств должно полностью изменить белорусскую экономику — если на эти проекты найдутся деньги. Но до того желательно разобраться, что, собственно, мы собрались создавать.

Создание новых высокопроизводительных рабочих мест и новых производств должно полностью изменить белорусскую экономику — если на эти проекты найдутся деньги. Но до того желательно разобраться, что, собственно, мы собрались создавать.

Как заявил министр экономики Н.Снопков в докладе «Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 2012 год, организации работы по выполнению задач на 2013 год», одной из главных проблем для Беларуси сегодня является сокращение трудового потенциала страны более чем на 870 тыс. человек, старение населения и рост демографической нагрузки. Так, к 2032 г. сельская местность потеряет пятую часть населения (472 тыс. чел.). Количество районов с критическим уровнем численности жителей, обеспечивающим устойчивое социально-экономическое развитие, может возрасти с 51 до 77, т.е. более 60% территории страны. Одновременно с 3 до 36 может увеличиться число районов, где удельный вес трудоспособных станет менее 45%, и до 63 — от 45% до 50%. В совокупности в группу риска устойчивости развития может попасть 99 районов из 118 (83,9%).

Поэтому в докладе критично важным для страны названо строительство новых предприятий и производств. При этом подчеркивается, что речь идет не о технологическом изменении существующих предприятий, а о новых. Однако серьезных успехов здесь пока не видно. К примеру, облисполкомами и Мингорисполкомом в рамках Государственной программы инновационного развития на 2011–2015 годы планируется к реализации всего 69 проектов, но за 2 года реализовано только 12. В докладе признается, что нынешний потенциал экономики не обеспечит ускоренного развития страны и выхода по итогам текущей пятилетки на запланированные параметры экономического роста.

Понятно, что правительству ничего не остается, как искать способы реализации требований программ и указов, а заодно — объяснения их невыполнения. Однако остальным хочется понять, что за новые рабочие места и предприятия мы должны создавать, зачем их нужно именно столько и что для этого надо делать?

Термин «рабочее место» упоминается в сотнях нормативных актов, но его определения там нет. Очевидно, что оно различно для целей, например, охраны труда и статистики численности работников. Еще сложнее с новизной. Скажем, можно ли считать созданием нового рабочего места замену станка или компьютера или модернизацию старого? Или обязательно надо поставить еще один? А если они простаивают или ничего нового не создали, а производительность и зарплата выросли — стоит ли пенять за неисполнение стратегической задачи?

Чаще всего под «созданием рабочих мест» имеют в виду появление вакансий, дополнительно нанятых работников, т.е. «чистое увеличение занятости» — разницу между числом принятых и уволенных работников.

В рамках системы национальных счетов под рабочим местом понимают не физическое число станков и столов в офисах, а трудовые контракты или занятые позиции. Создание и ликвидация рабочих мест — это изменение в числе занятых, рассчитанное на уровне предприятия: на сколько человек увеличили число занятых, столько и создано рабочих мест, на сколько снизили — столько ликвидировали. Здесь отечественная статистика практически не отличается от общепринятой в мире методологии.

Но увеличить общее число занятых в республике на сотни тысяч или 2 млн. человек невозможно по многим причинам, включая демографические. Есть, правда, существенный ресурс — 850–870 тыс. человек трудоспособного возраста, которые нигде не работают и не учатся. Но неизвестно, являются ли они фрилансерами, домохозяйками, неучтенными мигрантами или увлечены криминальным промыслом. Поэтому для создания требуемого числа новых производств и рабочих мест скорее нужно ликвидировать какую-то часть ныне имеющихся.

ДИНАМИКУ развития бизнеса определяют две составляющие: действующие предприятия и вновь создаваемые или ликвидируемые. Эти данные можно дополнить агрегированием по типам предприятий, секторам экономики, регионам и т.п. В прошлом году было создано 17 924 юридических лица, а ликвидировано — 7491. Всего, по данным Белстата, число зарегистрированных в республике предприятий выросло за год на 7,1%, а число занятых в экономике сократилось на 1,8%, до 4571,1 тыс. человек, в т.ч. в организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) — на 2,3%, до 3369,8 тыс. Указанными организациями в 2012 г. было принято на работу 875,8 тыс. человек, в т.ч. на дополнительно введенные рабочие места — 51,8 тыс., уволено по различным причинам — 919,8 тыс. Соотношение принятых и уволенных работников в 2012 г. по республике составило 95,2% (в 2010-м — 92,8%, в 2011-м — 93,3%). Таким образом, предприятия усиленно размножаются, но новые рабочие места почему-то не создаются. При этом 7157 новых предприятий (т.е. 39,9%) и 3647 (48,7%) ликвидированных относятся к торговле, а 1868 и 894 (10,4 и 11,9%) — к обрабатывающей промышленности. Кстати, в 2012 г. в республике было создано 7807 ООО и 8464 унитарных предприятия, а ликвидировано — 2522 и 3649 соответственно. То есть число компаний наиболее распространенных организационно-правовых форм малого бизнеса за год выросло на 15,7% и 6,1%. Но малый бизнес не слишком готов принять избыток рабочей силы, если таковой появится. По данным Белстата, с 2009 по 2011 гг. количество малых и микропредприятий выросло на 12,9%, а численность их работников — всего на 2,8%. По предварительным подсчетам, в 2012 г. разрыв еще больше.

Для сравнения: в США в 90-е годы показатель создания новых рабочих мест составлял около 15%, а ликвидации — примерно 12–13%, в 2008–2009 гг. — около 10%, в Евросоюзе — по 6–7%, в России — 6–8% и 11–12% соответственно. При этом в РФ рабочие места активно создавались в торговле (около 19%) и строительстве (14%), зато быстрее ликвидировались в сельском хозяйстве (около 16%) и обрабатывающей промышленности, тогда как у нас рабочие места перетекали в прошлом году лишь в торговлю — единственную отрасль, где число принятых работников больше, чем уволенных.

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год, утв. постановлением Совмина от 27.12.2012 № 1211, говорится, что в текущем году структурная перестройка и модернизация экономики, техническое переоснащение ряда производств, ликвидация убыточных организаций, рост производительности труда будут сопровождаться выходом на рынок свободной рабочей силы, ее перетоком из традиционных в новые сектора экономики, сокращением численности занятых в ней. При этом говорится о повышении уровня занятости населения до 80% к трудовым ресурсам за счет преимущественного создания высокопроизводительных и высокоэффективных рабочих мест. Однако в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011– 2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, говорится не о создании новых, а о модернизации высокопроизводительных рабочих мест, а в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622, в промышленности планируется создание и модернизация 400 тыс. высокопроизводительных рабочих мест — с производительностью более 60 тыс. USD (для сравнения: Минэкономразвития РФ определил этот показатель в 830 тыс. RUB, т.е. более чем вдвое ниже, чем у нас).

Случайны ли такие оговорки или происходит подмена вопроса создания новых рабочих мест и обеспечения условий для рождения и динамичного развития компаний искусственным сдвигом распределения работников по зарплате, который обеспечивается увеличением бюджетных расходов на оплату труда? Зато в постановлении Минэкономики от 4.01.2013 № 1 «О расчетных балансовых показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год» есть конкретное указание — в текущем году на дополнительно введенные высокопроизводительные рабочие места должно быть принято 56 тыс. человек, тогда как в целом число занятых в экономике сократится... на столько же.

РЕАЛЬНОСТЬ этих планов — вопрос глобальный. Так, Всемирный банк в очередном ежегодном докладе о мировом развитии (World Development Report–2013), названном «Рабочие места», отмечает, что экономический рост может быть следствием создания рабочих мест, а не только их причиной, и напрямую зависит от того, сколько и каких рабочих мест создается. При этом первостепенная роль в обеспечении высокопроизводительной занятости здесь отводится частному сектору — при наличии макроэкономической стабильности и благоприятного бизнес-климата. А вот государственная политика на рынке труда важна, но не играет, по мнению ВБ, главенствующей роли. И в любом случае не компенсирует ущерба, наносимого коррупцией, некачественным государственным регулированием, произволом чиновников, незащищенностью собственников. А если кто-то в этом сомневается — пусть изучает статистику.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений