$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Из Европы в Евразию

24.11.2009

В минувшую пятницу под Брестом начал работу приграничный грузовой терминал (ПГТ) «Козловичи-2», построенный при финансовой поддержке ЕС. В его открытии приняли участие руководители таможенных служб Беларуси, Польши, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и представители Еврокомиссии. Ожидается, что новые ворота в Европу послужат развитию торговых отношений нашей страны не только на западном, но и восточном направлениях.

Таможенники, в т.ч. белорусские, все явственнее ощущают приметы ослабления кризиса. Как сообщил на пресс- конференции председатель ГТК Александр Шпилевский, анализ ситуации на внешней границе нашей страны свидетельствует о постепенном восстановлении международной торговли. «Еще два месяца назад грузопоток составлял 78% от уровня 2008 г., сегодня — 88%», — пояснил он корреспонденту «ЭГ». Если до кризиса нашу границу по всему ее периметру пересекало в день порядка 6 тыс. транспортных средств, то в настоящее время — около 5 тыс. «Экономика, на мой взгляд, оживляется», — подчеркнул А.Шпилевский.

Поэтому появление нового терминала на автотрассе М1/Е30 весьма своевременно. Идея его создания возникла еще в 2004 г. Грузопоток на трансконтинентальном транспортном коридоре № 2 Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва все увеличивался, а старый пункт пропуска «Козловичи» исчерпал возможности расширения. На реализацию этой инициативы понадобилось пять лет и инвестиции Евросоюза, в т.ч. 14 млн. EUR — по программе ТАСИС, а также еще около 1 млн. EUR на закупку инженерного оборудования и компьютеров.

С вводом в действие терминала «Козловичи-2» вдвое увеличилась пропускная способность белорусской приграничной инфраструктуры — до 4 тыс. грузовых автомобилей — практически столько же, сколько у польского терминала на противоположной стороне границы в Корощине. По мнению главы регионального представительства Еврокомиссии Жозе Мануэль Пинту Тейшейры, это будет способствовать развитию торговли между Беларусью и Европейским союзом.

По данным таможенной статистики, товарооборот нашей страны со странами ЕС в январе-сентябре т.г. составил 11,1 млрд. USD, что на 43,5% меньше, чем год назад. Однако по мере восстановления европейской и белорусской экономик можно ожидать восстановления объемов. Тем более что ЕС, как отметил г-н Тейшейра, планирует активизировать экономическое сотрудничество с нашей страной в разных областях, включая создание новых объектов приграничной инфраструктуры.

По словам А.Шпилевского, такое сотрудничество выгодно и нашим партнерам на Востоке. Например, в общем грузопотоке через Козловичи доля грузов, принадлежащих российским субъектам хозяйствования, составила в 2008 г. 72%. «Значимость терминала еще более вырастет с формированием Таможенного союза с участием Беларуси, России и Казахстана и введением общих правил транзитных перевозок по единому таможенному тарифу», — убежден А.Шпилевский. Поэтому на открытие ПГТ «Козловичи-2» и были приглашены руководители таможенных ведомств стран ЕврАзЭС. Выступая от их имени, глава Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельяминов также попросил «не забывать» о Таможенном союзе.

Кстати, таможенники Беларуси, России и Казахстана на Брестчине еще раз проанализировали положения Таможенного кодекса, который будет представлен главам этих государств на подписание, запланированное на 27 ноября. По мнению А.Шпилевского, этот документ отвечает стандартам Евросоюза, ВТО и Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. «Он более продвинут, более современен и более актуален по отношению к тем кодексам, которые сегодня существуют в трех странах», — подчеркнул глава белорусского ГТК. При этом кодекс сохранил суть нынешнего таможенного оформления.

Изменения же коснулись структуры документа, терминологии. Также вводятся новеллы, касающиеся в первую очередь субъектов внешнеэкономической деятельности. Речь идет о таможенных агентах, таможенных перевозчиках, уполномоченных экономических операторах. Кроме того, таможенное законодательство «тройки» будет включать приложения к кодексу в виде 15 международных договоров и 14 решений комиссии Таможенного союза, которые, по словам А.Шпилевского, еще необходимо подготовить.

Михал СТЕЛЬМАК