Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Итальянский инвестор в "деликатной ситуации"

Многомиллионные потери в евро итальянского автомобильного концерна IVЕСО в Беларуси после введения ограничений на временный ввоз автотранспорта стали еще одним поводом для посла Италии Гульельмо Ардиццоне "обратить особое внимание белорусского правительства" на проблемы иностранных инвесторов...
Многомиллионные потери в евро итальянского автомобильного концерна IVЕСО в Беларуси после введения ограничений на временный ввоз автотранспорта стали еще одним поводом для посла Италии Гульельмо Ардиццоне "обратить особое внимание белорусского правительства" на проблемы иностранных инвесторов. Они, на взгляд посла, не чувствуют свои инвестиции защищенными белорусским таможенным и финансовым законодательством, с которым "ситуация в Беларуси очень деликатная".

Концерн IVЕСО, производящий среди прочего и магистральные тягачи для международных автоперевозок (МАП), -- главный в последние годы конкурент Минского автозавода на внутреннем, еще недавно динамичном, рынке МАП, причем как раз в соотношении "цена -- качество". Поэтому именно итальянский автопроизводитель первым ощутил последствия 406-го постановления Совмина от 2003-05-26г. о повышении ставок таможенных пошлин на ввозимые грузовую технику и автобусы старше трех лет. Напомним, что постановление было принято как раз в целях защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей и предполагало, в частности, что ввоз автомобиля с массой, приходящейся на седельно-сцепное устройство, не менее 9 т облагается таможенной пошлиной в размере 50% его таможенной стоимости или не менее 3 евро за куб.см объема двигателя. Та же ставка установлена при растаможивании автобусов для перевозки более 120 человек, включая водителя, а также автомобильных полуприцепов и рефрижераторов с внутренним объемом кузова не менее 76 куб.м.

Однако потерями (тем более убытками) концерна IVЕСО все это вряд ли можно назвать, поскольку договор лизинга как раз и предусматривает возврат техники и иные механизмы защиты производителя и лизингодателя. Скорее, речь может идти об упущенной выгоде западных автоконцернов на белорусском рынке МАП, за который отныне в более-менее равных условиях им придется сражаться с МАЗом. Другой вопрос, что вынужденный после введения новых правил вывод импортной автотехники в соседние страны или отказ от нее ударил по рынку МАП в самой РБ. Кроме того, по замечанию представителя IVЕСО, хотя "мир транспортных перевозок разрастается, уровень сервиса международных перевозок в Беларуси падает".

По данным Минтранса, за 2003г. отечественные перевозчики "вывезли, возвратили лизингодателям или зарегистрировали в РФ и странах Балтии около 2600 единиц автотранспортных средств, использовавшихся по процедуре МДП". В целом же из Беларуси было вывезено около 4 тыс. автотранспортных средств, и этот процесс продолжается. В результате количество международных перевозок в прошлом году уменьшилось на 17% по сравнению с 2002г., что привело к потере выручки для предприятий и для бюджета республики. Кроме того, в минувшем году впервые за 10 лет отмечено снижение числа поездок белорусских перевозчиков по территории иностранных государств. Количество использованных белорусскими перевозчиками разрешений в прошлом году сократилось на 40 тыс. по сравнению с 2002г. (на 9,3%), а книжек МДП -- на 46 тыс. (16,4%). При этом уменьшилось число поездок как в западные страны, так и в Россию.

С другой стороны, категорически подчеркнул в комментарии "НЭГ" гендиректор ПО "БелавтоМАЗ" Валентин Гуринович, Минпром РБ и МАЗ ни в коем случае не допустят возврата ситуации годичной давности, когда в режиме временного ввоза белорусские перевозчики приобретали импортную автотехнику и все лизинговые, налоговые, таможенные и прочие платежи мимо белорусской казны отправлялись западным банкам, бюджетам и автопроизводителям-конкурентам. Более того, даже сейчас условия приобретения подвижного состава импортного производства в Беларуси "более чем либеральные": если в странах Евросоюза таможенная пошлина на приобретение новой автотехники -- 22%, то в Беларуси -- лишь 5%, не говоря уже о целой системе мер по недопущению превращения ЕС в свалку собственных "бэушных" автомобилей. Руководство МАЗа не против конкуренции с западными производителями, но -- на общеевропейских же условиях. А именно: хотите продавать свою технику -- создавайте собственное сборочное производство в Беларуси, как это делает МАЗ в Литве в преддверии вступления восточноевропейских стран в ЕС и повышения таможенных ставок на импорт грузовиков.

Однако здесь и начинаются проблемы для западных производителей. Тот же представитель IVЕСО в РБ отмечает, что "на сегодняшний день IVЕСО не планирует начинать в Беларуси производство автомобилей". Почему? По словам посла Италии, "итальянские предприниматели так же, как и предприниматели других стран, ищут благоприятный климат для своей деятельности", но для взаимодействия белорусского и итальянского бизнеса необходимы усилия прежде всего со стороны Беларуси, "которая должна дать необходимую уверенность в защите инвестиций". "Экономическая политика государства должна обладать прозрачностью в области таможенного и финансового законодательства. Должна быть уверенность в том, что национальные законы защищают вложенные инвестиции. С точки зрения этих аспектов ситуация в Беларуси очень деликатная".

Так, на взгляд посла, приходу инвесторов препятствует принцип "золотой акции" -- особого права государства на управление акционерными обществами. "Золотая акция" рассматривается не с очень большим доверием, вызывает озабоченность предпринимателей", -- заявляет Ардиццоне. Хотя этот принцип и "используется во многих странах, но в очень ограниченных сферах, в таких областях, как национальная безопасность", подчеркнул дипломат. Ардиццоне считает, что в случае применения этой нормы, время действия "золотой акции" должно быть ограничено годом, максимум тремя. "Необходимо очень четко обозначить те отрасли экономики и те обстоятельства, при которых этот принцип применяется". Кроме того, заметил дипломат, "международные финансовые организации предлагают в пределах возможного не прибегать к этой мере". В Беларуси же, в соответствии с Указом Президента от 1.03.2004г. N 125 существенно расширены права госорганов по использованию такого механизма.