Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

IT внедряются медленно,

потому что радикально меняют отношения между службами и специалистами предприятий
потому что радикально меняют отношения между службами и специалистами предприятий

В Минске состоялась V международная конференция "Новые информационные технологии". Ее организаторы -- Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ) и университет города Жилина (Словакия). Свои работы на конференцию прислали представители научно-исследовательских и учебных центров из 9 стран, в том числе из Германии, Италии, России, США, Франции. Центральная тема этой конференции, которая традиционно проводится раз в 2 года, -- решение прикладных задач реальной экономики и образования.

"Если в управлении предприятием царит бардак -- то информационные технологии только усилят этот бардак", -- эту парадоксальную мысль как бы в шутку высказал один из докладчиков на пленарном заседании, а затем ее не раз обыгрывали на разные лады другие участники конференции. Что ж, шутка шуткой, но в ней -- недвусмысленный намек капитанам нашей промышленности: успешное внедрение информационных технологий (IТ) просто невозможно без перестройки системы управления предприятием. Иначе старая система возьмет свое -- и вместо новых инструментов учета и анализа ресурсов, выработки решений и контроля за их исполнением предприятие получит в лучшем случае комплект дорогостоящих "печатных машинок" для подготовки документов.

Вообще, особенность нынешнего этапа информатизации реального сектора белорусской экономики заключается в следующем. С тем, что необходимо внедрять IТ, искать для этого свободные ресурсы на предприятиях, уже никто не спорит. Но о том, что у этого процесса, кроме плюсов, могут быть и минусы, что основные проблемы внедрения лежат не в технической и даже не в финансовой плоскости, а в области менеджмента, психологии управления персоналом, социальных отношений -- об этом пока догадываются немногие.

-- Грамотное применение IТ делает бизнес-процесс "прозрачным", обеспечивает объективный учет ресурсов. Но далеко не все руководители и менеджеры в этом заинтересованы, -- отмечает сопредседатель оргкомитета конференции, главный ученый секретарь ВАК РБ Анатолий Морозевич. -- Вот пример, приведенный руководителем одного из белорусских промышленных гигантов. Это предприятие внедрило у себя систему автоматизированного учета. И выяснилась поразительная вещь: при передаче готовых изделий из одного цеха в другой "терялось"... 50% этих изделий! Стоит ли удивляться, что люди, отвечавшие за внедрение системы, подверглись серьезному давлению: их запугивали, избивали, их квартиры, машины сжигали. Такая вот, оказывается, опасная профессия -- IТ-специалист...

Разумеется, далеко не всегда интересы тайных и явных противников IТ имеют криминальную "подкладку", когда нечистые на руку должностные лица используют в личных целях "бреши" в системе учета, передачи, анализа информации. Однако в любом случае внедрение информационных технологий приводит к тому, что целые группы специалистов в новых условиях становятся "лишними".

Допустим, что такой "лишний человек" -- референт директора. В прежней системе он, по сути, служил посредником, передающим директору данные, поступающие от различных служб. В новой системе референта с успехом заменит компьютерная программа. Но пока он "при должности", у него есть соблазн использовать свое влияние на директора, чтобы не допустить внедрение программы-"злодейки"...

Еще один тип конфликтов, порождаемых внедрением информационных технологий, связан с некоторой, так сказать, "кастовой" обособленностью IТ-специалистов. В экономику только начинает приходить новое поколение менеджеров, для которых обучение практическому использованию IТ было органичной составной частью образования в целом. Пока же большинство руководителей предприятий в IТ-сфере, мягко говоря, не вполне компетентны.

Однако они уже понимают ее громадные возможности. Более того, здравомыслящий директор вполне резонно может опасаться того, что реальная власть на предприятии перейдет к... скромным специалистам по информационным технологиям: какие данные они представят, такие директор и "съест"...

Эти и многие другие проблемы невозможно решить простой установкой N-ного количества компьютеров и программ. Реальное внедрение IТ -- комплексный процесс, охватывающий все стороны жизни предприятия, от пересмотра его стратегических целей до переобучения персонала. Этот процесс будет малоэффективен без твердой "политической воли" руководителя предприятия. А также -- без "политической воли" собственника. Выступивший на конференции профессор БГЭУ Борис Железко огласил результаты исследования, проведенного на белорусских предприятиях. Выяснилось, в частности, что количество специалистов по информатике на госпредприятиях в среднем в 5 раз выше, чем в частных компаниях -- в то же время оснащенность персонала госпредприятий компьютерами в те же 5 раз ниже, чем в негосударственных структурах...

Еще один типичный "тормоз" информатизации предприятий -- ошибочное понимание их руководителями главной цели бизнеса. Согласно исследованию, данные которого представил профессор Станислав Черемных (Москва), наиболее эффективно IТ-решения внедряются там, где главная цель -- увеличение рыночной стоимости предприятия в целом. Если же во главу угла ставятся традиционные цели затратной экономики, то информатизация имеет, как правило, косметический характер.

Решению обозначенных выше острых проблем как раз и помогают конференции, подобные проведенной в БГЭУ. Руководителям-практикам были адресованы и многие другие прозвучавшие здесь доклады. В частности, белорусские исследователи получили интересные результаты в области систем поддержки принятия решений, реинжиниринга бизнес-процессов, дистанционного обучения, организации тендеров, внедрения систем качества серии ISО 9000 и т.д. Правда, в кулуарах участники конференции сетовали, что белорусские вузы мало пока внимания уделяют рекламе, маркетингу своих разработок. Более того, ведущие учебные заведения могли бы создавать у себя структурные подразделения, оказывающие предприятиям консалтинговые услуги. Это не только не помешало бы главной задаче вузов -- обучению студентов, а, наоборот, приблизило бы теорию к практике.