Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Исследования, рейтинги
01.11.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИСТОЧНИКИ РОСТА:©

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 наиболее развитых стран мира, опубликовала доклад «Промышленность, наука и технологии в 2013 году», посвященный мировым тенденциям в области знаний и инноваций, а также их влиянию на национальные показатели производительности труда и эффективности производства в странах ОЭСР и БРИКС. Анализ более 260 различных индикаторов развития науки, технологий и инноваций демонстрирует сильные стороны ведущих мировых экономик и исследует проблемы преодоления недавнего экономического кризиса.

знания и молодость

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 наиболее развитых стран мира, опубликовала доклад «Промышленность, наука и технологии в 2013 году», посвященный мировым тенденциям в области знаний и инноваций, а также их влиянию на национальные показатели производительности труда и эффективности производства в странах ОЭСР и БРИКС. Анализ более 260 различных индикаторов развития науки, технологий и инноваций демонстрирует сильные стороны ведущих мировых экономик и исследует проблемы преодоления недавнего экономического кризиса.

В условиях слабого роста практически во всем мире глобальным приоритетом политики становится продвижение новых источников роста. Основные надежды возлагаются на науку, технологии, инновации и предпринимательство, способствующие конкурентоспособности, производительности и созданию рабочих мест. Этим факторам уделяется особое место в докладе ОЭСР.

В 2012 г. правительства ОЭСР инвестировали в среднем эквивалент 0,8% ВВП в форме прямых инвестиций в НИОКР у себя в стране или за границей, а Южная Корея и Финляндия — более 1%. Кроме того, 27 из 34 стран ОЭСР и ряд стран, не являющихся членами этой организации, теперь косвенно поддерживают НИОКР в частном секторе с помощью налоговых стимулов. В 2011 г. Россия, Корея, Франция и Словения предоставляли наиболее комплексную поддержку для НИОКР частным компаниям с точки зрения процентной доли ВВП. Россия также занимает одну из лидирующих позиций по поддержке НИОКР в области нанотехнологий. В Канаде и Австралии непрямое финансирование НИОКР частного сектора превышало прямое финансирование в 5 раз. Налоговые кредиты для НИОКР составляли 8,3 млрд. USD, на 2-м и 3-м месте по этому показателю — Франция и Китай. При этом стоимость инвестиций в НИОКР для предприятия зависит от его размера, местоположения и баланса. В 2013 г. Австралия, Канада, Франция, Корея, Нидерланды и Португалия предоставляют более щедрые меры поддержки для малого и среднего бизнеса.

Молодые динамичные предприятия вносят больший вклад в создание рабочих мест, чем считалось ранее. В 2008–2011 гг. чистая занятость в зоне ОЭСР снизилась на 2%, т.е. 9 млн. человек, 2/3 из которых приходится на США. Производственные и строительные сектора пострадали больше всего (среднее снижение на 32% и 25% соответственно), но пострадали и информационные отрасли — производство ИКТ, издательская деятельность и телекоммуникационные услуги. Для многих стран ОЭСР значительное сокращение занятости продолжалось в 2012 г., при этом высококвалифицированные менеджеры были ему подвержены не меньше, чем низкоквалифицированные работники. Во время кризиса большинство рабочих мест, сокращенных во многих странах, стали отражением сокращения масштабов деятельности зрелых предприятий. Зато оставался положительным чистый рост занятости на молодых предприятиях (5 лет существования или меньше) с численностью менее 50 сотрудников. На них приходилось только около 11% занятости, а также более 33% от общего числа создаваемых рабочих мест в бизнес-секторе и одновременно 17% сокращения.

Индикаторы ОЭСР-ВТО добавленной стоимости в торговле указывают, что многие страны стали больше зависеть от импорта из большего количества экономик, для того чтобы сохранить или улучшить свои результаты экспорта. Например, в Китае за 1995–2009 гг. валовой экспорт вырос в 12 раз в текущих ценах, почти до 1,3 трлн. USD, а иностранная составляющая добавленной стоимости экспорта выросла практически в 3 раза и достигла доли свыше 30%.

В связи с ростом взаимозависимости стран потребители в одной стране поддерживают рабочие места в странах, стоящих дальше в цепочке добавленной стоимости. В 2008 г. от 20% до 45% рабочих мест частного сектора в большинстве европейских экономик и 20% рабочих мест в Китае поддерживались за счет иностранного спроса. Эти доли меньше в Японии и США в связи с их относительно большим размером и меньшей зависимостью от экспорта и импорта. Тем не менее первоначальные оценки показывают, что в 2008 г. более 10 миллионов рабочих мест в частном секторе США поддерживались иностранными потребителями, при этом потребители из Восточной и Юго-Восточной Азии поддерживали 2 миллиона американских рабочих мест.

В глобальном ландшафте научных исследований возникновение новых игроков изменило структуру глобальных сетей сотрудничества. В 2011 г. Китай занимал 2-е место по НИОКР после США, опережая Японию, Германию и Корею, а также 2-е место по выпуску научных публикаций, хотя в плане результатов научных исследований с учетом их качества (наиболее цитируемые издания) он отстает от большинства стран ОЭСР. В 2011 г. в Китае насчитывалось более 74 000 научных сотрудничеств по сравнению с 9 000 в 1998 г. За это время количество китайских публикаций, вышедших в соавторстве с институтами, базирующимися в США, выросло от около 2 000 до более 22 000. США по-прежнему остаются в центре международной исследовательской сети, на которую приходилось в 2011 г. почти 15% всех научных сотрудничеств, задокументированных в рецензируемых научных публикациях.

Сегодня 34 из 50 ведущих университетов мира расположены в США. Остальные — в Европе и впервые 2 — за пределами зоны ОЭСР — в Китайском Тайбэе. Великобритания занимает 2-е место, имея при этом сильные позиции по медицинским и социальным наукам, тогда как университеты в США — по биохимии, информатике, нейронаукам и психологии, а университеты в странах, не являющихся членами ОЭСР, особенно в Азии, — в таких направлениях, как химические технологии, энергетика и ветеринарные исследования.

Растет мобильность исследователей и сотрудничество между научными институтами. В первую девятку международных двусторонних потоков исследователей, приезжающих в страну и уезжающих из страны, входили обмены с США. При том что общий приток в США превышал отток, все больше ученых, начинавших публиковать свои работы в США, переезжают для дальнейшей исследовательской деятельности в Китай и Корею и наоборот. Великобритания занимает в этом процессе 2-е место. В среднем исследовательское воздействие ученых, переезжающих для продолжения исследований за границу, почти на 20% выше, чем тех, которые ни разу этого не делали. Для многих стран повышение результатов таких «домоседов» до уровня своих мобильных в международном плане исследователей позволило бы сократить отставание от ведущих научно-исследовательских наций.

Aнастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений