Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Исследования
16.10.2015 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Исследования. ЗА ПОРОГОМ СТРАНОВОГО БРЕНДА©

Самым дорогим страновым брендом в мире являются США. Консалтинговая компания Brand Finance оценила его в 19,7 трлн. USD. К сожалению, в составляемый ею рэнкинг Беларусь в очередной раз не попала.

Самым дорогим страновым брендом в мире являются США. Консалтинговая компания Brand Finance оценила его в 19,7 трлн. USD. К сожалению, в составляемый ею рэнкинг Беларусь в очередной раз не попала.

В своем исследовании Brand Finance проводит оценку страновых брендов в стоимостном выражении на основе метода освобождения от роялти с учетом устойчивости и потенциала развития, экономических, политических и демографических факторов, включая инвестиционные показатели, туристическую привлекательность, рост экономики, производство, потребление, экспорт, человеческий капитал и т.п., объединенных в 4 группы. При оценке национальных брендов используются данные официальной статистики и исследования международных институтов.

Как и годом ранее, в десятку наиболее дорогих национальных брендов следом за США вошли: Китай (6,3 трлн. USD), Германия (4,166 трлн.), Великобритания (3,01 трлн. USD), Япония (2,541 трлн.), Франция (2,158 трлн.), Индия (2,137 трлн.), Канада (2,04 трлн.), Италия (1,445 трлн.), Австралия (1,404 трлн.).

В Brand Finance не скрывают, что ее оценки имеют лишь символическую стоимость — получить за страновые бренды реальные деньги невозможно. Тем не менее глава компании Дэвид Хэй уверен, что для любого государства бренд — один из наиболее важных активов, т.к. именно он привлекает инвесторов и туристов. Например, высокую стоимость бренду «США» обеспечивают не только привлекательный инвестиционный климат, огромный масштаб экономики и целый ряд крупных компаний, продвигающих лозунг «Покупай американское!», но и «мягкая сила» мирового законодателя мод в музыкальной сфере и индустрии развлечений в целом.

Бренд «Россия» опустился с прошлогоднего 12-го места на 18-е. За год он обесценился почти на треть — с 1,167 трлн. USD до 810 млрд. USD, т.е. оказался почти в 25 раз дешевле бренда «США». В итоге Россия вошла в тройку стран, чьи национальные бренды показали за минувший год наихудшую динамику. Больше потеряли только национальные бренды Перу (–33%) и Украины (–45%, 44 млрд. USD, 68-е место). Однако они и раньше стоили недорого, так что подешевели лишь на несколько десятков миллиардов долларов.

Судя по данным нового исследования Brand Finance, привлекательность России для туристов и, главное, инвесторов за последний год стала меньше, чем у Мексики, занимающей 13-ю строчку.

Среди других постсоветских стран в рэнкинге также отмечены Казахстан, чей бренд, выросший в цене на 6% — до 175 млрд. USD, поднялся с 45-го места на 44-е, Литва, переместившаяся с 67-го места на 63-е (51 млрд. USD), Латвия (75-е место, 35 млрд. USD), Эстония, чей бренд подешевел на 7%, — до 17 млрд., опустившаяся с 82-го места на 85-е. Бренд Азербайджана, хотя и вырос в цене на 4% (до 41 млрд. USD), опустился на одну позицию — до 71-го места. Грузия, бренд которой подешевел на 7%, — до 12 млрд., опустилась на 2 ступени — до 93-го места.

В рейтинге устойчивости национальных брендов, при расчете которого не учитывается масштаб экономики, лидером признан Сингапур с оценкой 88 пунктов из 100. В Brand Finance отмечают, что хотя крохотный город-государство никогда не сможет претендовать на победу в общем зачете (сейчас он занимает там 26-е место), но в таких сферах, как борьба с коррупцией, налоговая политика и привлекательность для туристов, его жителям есть чем гордиться. «К сожалению, для стран, пытающихся повторить успех Сингапура, найти собственного Ли Куан Ю — задача не из легких», — отмечается в отчете Brand Finance.

Замыкают рейтинг Албания, Сенегал, Ботсвана, Маврикий, Ямайка, бренды которых оценены в 8–9 млрд. USD. К сожалению, наша страна в исследование не попала. Между тем в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, упоминалось создание общего бренда Беларуси как привлекательной туристической страны, включая бренды областей и районов, а в Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 2.03.2012 № 205, — развитие национального брендинга на основе конкурентоспособных секторов экономики (направлений хозяйственной деятельности) и использования механизмов управления интеллектуальной собственностью.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений