Как бизнес объединялся и к чему пришли за 30 лет – исследование
Бизнес-союзы становятся спасением для компаний в условиях неопределенности. Исследовательский центр проанализировал, как происходила трансформация бизнес-объединений в течение 30 лет в Беларуси, представил статистику компаний-участников союзов и проследил тенденции развития.
Бизнес-объединения в условиях неопределенности решают все больше задач и все чаще становятся основным способом выживания. Внутри союзов компании могут не только выстроить логистические цепочки и найти новых партнеров – здесь координируются рынки, участники кооперируются в условиях вызова. Союзы работают для компаний-участников, обеспечивая их нужной информацией, выступают в защиту предпринимателей, помогают на правовом поле.
В Беларуси бизнес-объединения в жестких условиях санкций и неопределенности могут стать «волшебной палочкой» для предпринимательства.
Исследовательский центр в области экономических исследований в Беларуси изучил динамику развития бизнес-союзов, представив Статистический портрет бизнес-объединений в Беларуси. Центр проанализировал открытые данные деловых союзов с 1991 г., а также результаты опросов предпринимателей, проводимых Исследовательским центром ИПМ с 2010 по 2020 гг. Всего изучена деятельность 347 объединений, соответствующих условиям деятельности некоммерческих бизнес-сообществ.
«ЭГ» выделила основные тезисы исследования.
Союзы и статистика
В Беларуси действуют 232 объединений бизнеса, при этом более половины их них основаны до 2010 г., 15 – являются международными. Союзы разнообразны по составу и характеристикам, количество участников в них – от 6 до более 1 000. Активны объединения как в Минске, так и в регионах.
Большая часть белорусских компаний (82%) объединяется по отраслям. Часто союзы организованы на республиканском уровне (83%). Больше 67% из них организовались до 2001 г.
Свыше половины объединений (59%) – это сфера услуг. К АПК относится около 20% действующих объединений, к сфере промышленности – 22,3%. Их члены – в основном предприятия госсектора. Региональные объединения представляют в основном сельскохозяйственные предприятия, и создавались в основном до 2010 г.
Союзы в сфере сельского хозяйства активно регистрировались в конце 1990 – начале 2000 гг. – в это время АПК рассматривался своеобразным двигателем экономики.
Объединения информационных компаний чаще создавались в 2015 – 2020 гг. – этот период отмечен бурным ростом IT-сектора, значительными административными и налоговыми льготами в этой сфере.
Рост регистраций объединений автомобильных перевозчиков происходит с 2018 г. – как ответ на изменения в законодательстве о частных пассажирских перевозках и на рыночную ситуацию с приходом сервисов типа Uber и развития городской шеринговой модели транспортных услуг.
Всплеск во время кризисов
Пик регистраций объединений бизнеса в Беларуси приходился на период до 2000 г.
Это было время экспериментов, отмечается в отчете. Тогда зарегистрировались 45% всех объединений. На конец 90-х пришлось и самое большое количество ликвидаций. Сегодня из родившихся в 90-е, действует только каждый третий союз.
Всплеск регистраций новых объединений и оживление в рядах существующих союзов происходил во время кризисов в экономике. Так, наблюдался рост новых союзов в 2009 г., 2015 г., 2020 г. Причем в 2020 г. появилось больше всего объединений с 1993 г.
Портрет участника бизнес-союза
Чаще вступают в объединения крупные и более зрелые компании-производители, занимающиеся экспортной деятельностью. Они более заинтересованы в представительстве своих интересов, в системном решении проблем, стремятся к устойчивости. Так, среди компаний, созданных до 1997 г., 16% состоят в союзах.
Более молодые бизнесы меньше стремятся к объединениям: среди компаний, зарегистрированных в 2016 – 2020 гг., всего 4% состоят в союзах.
Растет доля присутствия в союзах компаний-экспортеров. Так, если в 2018 г. соотношение компаний экспортеров и не экспортеров составляло 12% и 10% соответственно, то в 2020 г. разрыв увеличился – соотношение 17% и 7% соответственно.
Компании, выходящие на новый уровень развития, все более стремятся стать участниками бизнес-союзов. Так, предприятия с численностью сотрудников до 50 человек – занимают 9% в объединениях, до 100 человек – 18%, до 250 человек – 15%.
Критика помогает деятельности
По данным исследования, участники бизнес-союзов чувствуют позитивное влияние ассоциаций на условия ведения своей деятельности по сравнению с компаниями, не входящими в объединения. Эта тенденция особенно прослеживается с 2016 по 2020 гг. Вместе с тем, компании, входящие в союзы, более критично относятся к происходящим изменениям в регулировании деятельности, и стремятся вносить замечания, участвуя в мероприятиях, проводимых союзами.