Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Мнения
29.12.2005
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Используем во благо все трудности"

На фоне прохладного отношения со стороны государства к частному бизнесу уходящий год ЗАО "Борисовдетспецпродукт" наверняка может занести себе в актив. Возможно, на это повлиял и юбилейный статус предприятия: оно было образовано в 1995 г. на базе государственной Борисовской фабрики мороженого. О том, как работалось в 2005 г. одному из первых частных предприятий Беларуси молочной отрасли, корреспонденту "ЭГ" рассказал его генеральный директор, доктор сельскохозяйственных наук Виктор ХИНЕВИЧ...
На фоне прохладного отношения со стороны государства к частному бизнесу уходящий год ЗАО "Борисовдетспецпродукт" наверняка может занести себе в актив. Возможно, на это повлиял и юбилейный статус предприятия: оно было образовано в 1995 г. на базе государственной Борисовской фабрики мороженого. О том, как работалось в 2005 г. одному из первых частных предприятий Беларуси молочной отрасли, корреспонденту "ЭГ" рассказал его генеральный директор, доктор сельскохозяйственных наук Виктор ХИНЕВИЧ.

- Виктор Иванович, с какими результатами заканчиваете год?

- В целом год сложился удачно, решилось много важных для нашего коллектива вопросов. Нам удалось добиться реальных сдвигов в экономике предприятия: улучшить структуру доходов, повысить рентабельность выпускаемой продукции. Выручка от реализации в 2005 г. превысила 3млрд. руб., производство мороженого увеличилось по сравнению с 2004 г. на 24%, заработная плата в среднем по предприятию возросла на 36%. Хватало, конечно, и негатива. Однако всегда придерживаюсь народной мудрости: используй во благо все трудности.

К слову,  финансовую стратегию развития нашего предприятия на ближайшие три года мы разрабатываем в сотрудничестве с Белорусским государственным экономическим университетом. С 20 декабря группа ученых под руководством завкафедрой международных экономических отношений БГЭУ Михаила Мишкевича уже приступила к работе. Ведущие ученые вуза будут заниматься анализом финансово-экономического состояния предприятия, разрабатывать оперативный управленческий учет, планировать мероприятия по повышению объемов продаж, снижению производственных издержек, корректировать финансовую стратегию развития предприятия до 2008г. Меня, как руководителя и собственника, интересует, как более рационально и оперативно управлять финансовыми потоками, отслеживать изменения конъюнктуры рыночных цен и т.д. По-моему, это хороший знак сотрудничества государственного вуза и частного предприятия в 2006г.

- Выступая в последнее время на различных мероприятиях, Республиканском клубе директоров, съезде Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, вы затрагивали вопрос ограничения доступа на столичный рынок для продукции вашего предприятия. Решилась ли эта проблема?

- К счастью, да. Мы снова возвращаемся на столичный рынок. Управление торговли Мингорисполкома рекомендовало торговой сети Минска приобретать нашу продукцию - мороженое и глазированные сырки. На протяжении последних нескольких лет по непонятным для нас причинам доступ в столицу нам был закрыт. А для любого предприятия сбыт продукции - самый главный вопрос. Есть сбыт - есть и бизнес.

Более того, в этом году мне удалось договориться также с крупными государственными предприятиями, такими как Минский гормолзавод № 1 и Витебский хладокомбинат, о производстве мороженого на давальческом сырье. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. Поставив нам свое сырье, сэкономив огромные средства, в пределах 2 млн. USD (столько стоит новая линия по производству мороженого), эти предприятия смогли быстро приступить к выпуску продукции под своей торговой маркой. Например, к следующему лету мы планируем производить для первого Гормолзавода 13-14 наименований продукции, которые будут продаваться под его фирменным брэндом. Надо отдать должное генеральному директору завода Эдуарду Чернявскому, который экономически обосновал целесообразность нашего сотрудничества, а сэкономленные ресурсы завод сможет направить, например, на покупку морозильных прилавков, расширив тем самым сбыт готового продукта, что даст возможность потребителю покупать качественное мороженое практически во всех магазинах Минска и Минской области.

Кроме того, мы ведем переговоры о поставках мороженого и сырков с правительством Москвы. Возвращаемся в столицу России после шестилетнего перерыва. Прекратить поставки пришлось из-за того, что белорусское мороженое оказалось неконкурентным по цене: его стоимость оставалась все это время выше московской в два раза.

Своеобразным новогодним подарком населению стал запуск с ноября т.г. новейшей технологии по производству мороженого в сладком вафельном рожке весом 100 грамм под фирменным названием "Клад Наполеона". Раньше мороженое такого вида в Беларуси не выпускалось. Продукция уже поступила в торговую сеть Минска. Необходимое импортное оборудование  мы приобрели  в рассрочку на 3 года с участием лизинговой компании "Интеллект-лизинг".

- В августе нынешнего года были отменены бартерные операции между субъектами хозяйствования. Как это отразилось на вашем предприятии? Ведь существенную часть производимой продукции вы поставляете для села, которое никогда не отличалось платежеспособностью.

- Это ударило не только по нам, но и по предприятиям потребкооперации. Последние три года, ввиду хронического отсутствия денег у сельской торговли, мы работали через бюджетные зачеты. После их отмены в августе нынешнего года мы просто прекратили поставки продукции на село и были вынуждены забирать свои морозильные прилавки, которыми бесплатно пользовались сельские магазины. То есть сельские жители лишились возможности покупать молочную продукцию, не только нашу, но и других производителей. Проблему удалось решить благодаря вмешательству руководства Минфина, которое разрешило нашему предприятию, в виде исключения, до конца текущего года проводить зачеты по НДС.

Однако это лишь временный выход из ситуации. Считаю, что на самом высоком уровне надо еще раз вернуться к вопросу торговли на селе. Она нужна, но в новом формате. Вот убрали из системы потребкооперации коммерсантов, и что стало? Теперь крестьяне, в основной массе пожилые люди, вынуждены ходить в магазины за несколько километров, ожидать автолавку с хлебом. Хотя раньше предприниматель мог привезти необходимые товары прямо домой. Выход здесь может быть только один - отдать в собственность пайщикам все сельские магазины. В нынешнем виде эта собственность нежизнеспособна, т.к. обросла громоздким бюрократическим аппаратом.

Серьезно ударить по местным производителям может перераспределение доходов от НДС между центром и регионами. Если раньше две трети отчислений оставались в областях (а это примерно 60% всех доходов районов), то с нового года весь НДС будет уходить в республиканский бюджет и возвращаться в минимальных размерах. Например, для Минской области установлен норматив отчислений в размере 4,5%. А ведь на местах свои программы. За счет чего они будут выполняться? Очевидно, за счет увеличения штрафных санкций, применяемых к субъектам хозяйствования. Производство, которое подпитывалось в основном из местных бюджетов, может просто остановиться.