$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Исполнение с корректировкой©

20.06.2014

О необходимости повышения точности бюджетного планирования и более эффективного использования государственных средств шла речь на очередном заседании Палаты представителей, где обсуждался законопроект об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за прошлый год.

Уточненный план по доходам республиканского бюджета был выполнен в 2013 г. на 100,8%, а по расходам — на 99,6%. Дефицит составил около 2,257 трлн. Br, или 0,4% к ВВП, сообщил заместитель министра финансов Максим Ермолович. Однако, судя по показателям, утвержденным Законом от 26.10.2012 № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», план по расходам был выполнен менее чем на 89%, а по доходам — на 87%. По заверениям Минфина, причина кроется в снижении экспорта из-за неблагоприятной внешней конъюнктуры, в т.ч. изменении условий поставки калийных удобрений. Поэтому пришлось «затянуть бюджетный пояс», чтобы сэкономить свыше 13 трлн. Br. Например, было приостановлено заключение новых договоров на закупки непервоочередного характера, некоторые расчеты перенесены на 2014 г., взыскана просроченная задолженность по бюджетным ссудам и займам, приостановлено перераспределение невостребованных ассигнований на другие направления.

Отвечая на вопрос депутата Виктора Валюшицкого о том, какие именно расходы в первую очередь попали под сокращение и как это сказалось на экономике, М.Ермолович отметил, что была пересмотрена практически каждая статья расходов. Пришлось урезать государственную инвестпрограмму, вместо запланированных 68 объектов ввести в эксплуатацию 58, снизить прямую бюджетную поддержку реального сектора, на 4 трлн. Br уменьшить трансферы для регионов. Бюджет был фактически переверстан заново, но, как подчеркнул замминистра, это существенно не повлияло на качество бюджетных услуг. Такой ответ, естественно, вызвал вопросы о качестве планирования и прогнозирования. Например, два года подряд не исполняется доходная часть бюджета из-за недостижения прогнозных показателей социально-экономического развития. Как приблизить планы к реальности и сделать их более долгосрочными?

По словам М.Ермоловича, в прогноз обычно закладываются достаточно объективные оценки, но наша экономика сильно зависит от ситуации с экспортом и импортом, цен на энергоносители, состояния финансового рынка. Поэтому приходится прибегать к корректировкам. Кроме того, не нужно «закладывать в прогноз излишний оптимизм», планируя высокие темпы роста, на основании которых верстается бюджет. Отметим, что из таких объяснений непонятно, почему авторы прогноза не закладывают вместо «лишнего оптимизма» присущие специфике нашей экономики риски, какие меры принимаются, чтобы оперативно реагировать на конъюнктуру внешних рынков и снизить зависимость от нее. Пока же Минфин уже на протяжении ряда лет составляет среднесрочные финансовые планы для внутреннего пользования (на один базовый год и 2 последующих). Но чтобы официально перейти на индикативное планирование, нужен соответствующий закон, проект которого, кстати, уже вносился правительством в Палату представителей, но был отозван. Новый, видимо, поступит только в следующем году.

Парламентарии интересовались эффективностью использования бюджетных ресурсов предприятиями концерна «Беллесбумпром», отметили неравномерное и недостаточное финансирование жилищно-коммунального хозяйства, а также напомнили, что инфляция частично обесценивает выделяемые регионам средства, и предложили их ежеквартально индексировать. М.Ермолович подтвердил наличие таких проблем, но не согласился с идеей индексации и пообещал в 2015 г. предпринять меры по оптимизации расходов в ЖКХ, чтобы избежать негативных явлений. Финансирование будет идти строго в соответствии с бюджетной росписью, а ответственность за перечисление этих средств понесут как финансисты, так и органы ЖКХ.

Замминистра сообщил, что на данный момент в бюджет уже поступило порядка 30% из запланированных на год 1,6 трлн. Br от введения дорожного сбора. Судить о распределении этих денег можно будет по итогам 9 месяцев. Но на ремонт и строительство дорог полученных средств явно не хватит, а потому власти изучают вопрос о возобновлении работы дорожного фонда, в котором будут аккумулироваться специальные отчисления субъектов хозяйствования. При этом пока неясно, отменят ли тогда сбор с владельцев транспортных средств на допуск к дорожному движению или же оба платежа станут существовать вместе.

Тем временем Беларусь продолжает надеяться на поступление внешних заимствований. Однако ни обещанные Россией межгосударственные займы (1,5 млрд. коммерческого кредита и 450 млн. обычного), ни бридж-кредит банка ВТБ в 1 млрд. USD в республику так и не поступили. Зато, как сообщил журналистам М.Ермолович, теперь обсуждается возможность повышения суммы последнего кредита вдвое. Точные данные о сроках представитель Минфина назвать не смог.

Отметим, что по определению бридж-кредит — это краткосрочное заимствование (до 1 года), обычно под повышенные проценты для финансирования каких-то неотложных нужд. Очевидно, что поддержание ЗВР и курса рубля — потребность достаточно насущная. Но если приходится таким путем «перехватывать» миллиард-другой, то есть о чем задуматься.

Анна ФЕДОРОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях