$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ИСКУССТВО ДИАЛОГА©

27.09.2013

без острых углов

Недоверие бизнеса к власти всегда обходится дорого налогоплательщикам, а отсутствие публичного диалога сторон, закрытый характер принятия решений зачастую чреваты ростом коррупции. О том, как развивать культуру эффективных коммуникаций в общении между предпринимателями и государством рассказали участники дискуссионного семинара «Как успешнее разговаривать» в ходе XXIII Экономического форума в Крынице-Здруй.

Свой вариант успешного диалога предлагают американцы. Как рассказал посол США в Польше Стивен Муль, в его стране все заинтересованные стороны могут внести свой вклад в создание новых законов. Любой проект должен быть доступен для публичных консультаций как минимум в течение 60 дней, причем все желающие могут открыто высказать свое мнение о нем. Это помогает предотвращать проблемы, т.к. ни один чиновник или эксперт не в состоянии предвидеть все последствия, которые могут принести новые законодательные акты. С начала 70-х годов в США создана система совещательных комитетов, консультирующих правительственные агентства. Экспертами государственных органов являются частные лица. Чтобы повысить оперативность и прозрачность принимаемых решений, введено он-лайн консультирование. Советы могут получить и зарубежные партнеры. Например, американские и польские бизнесмены внесли свой вклад в формирование нормативной базы в сфере добычи сланцевого газа. Правда, есть и иные примеры. Так, несколько лет назад министр обороны Польши запретил своим сотрудникам контактировать с бизнесом, посещать приемы в частных компаниях. Но теперь ситуация меняется, и диалог между военными и бизнесом налаживается.

Высокую оценку коммуникациям власти и бизнеса в ЕС дал президент UTC (Бельгия) Томас Рейнерт. Сегодня ни один документ Еврокомиссии не принимается без консультаций с деловым сообществом. Чтобы не допускать ошибок, предвидеть последствия, проанализировать информацию, ЕК обращается за советом к участникам рынка, отраслевым ассоциациям, независимым экспертам, потребителям. У каждой из сторон диалога есть свои платформы и каналы сбора информации. Эффект от такого сотрудничества весьма высок. Снижается опасность конфликтов, т.к. Европарламент и Еврокомиссия всегда могут сослаться на консультации с общественностью, а принятые решения учитывают интересы максимального числа участников и предполагают разумный компромисс. В качестве примера успешного диалога Т.Рейтнер назвал сотрудничество бизнесменов с НАТО. Через группу советников обсуждаются вопросы тендеров и инвестиций. Поскольку производство оборонного оборудования имеет длительный технологический цикл, руководство НАТО считает важным на самом раннем этапе знать мнение бизнеса о рынке и своих возможностях.

В Беларуси не раз заявлялось о недопустимости перехода крупных чиновников в бизнес-структуры. Однако в ЕС и США такие перемещения при определенных условиях считаются вполне нормальными. Правда, не везде. Так, в Польше это еще достаточно редкое явление, считает глава IPT&C в этой стране Игорь Островский. Здесь у него имеется личный опыт: поработал в правительстве, вернулся в бизнес. Пока для наших соседей это несколько необычно, хотя позволяет получить хороший опыт, чтобы поддерживать свою страну и участвовать в интересном проекте.

«Приходится часто слышать упреки в том, что к мнению фирм правительство не прислушиваются. Думаю, такое толкование происходит от того, что правительство не умеет разговаривать. Когда-то в министерстве администрации и цифризации мы должны были справиться с очень трудным проектом, который называется АКТА. Мы решили разделить его на элементы, чтобы правильно понимать, о чем говорим, создали группы по задачам, в которых была смесь бизнеса и администрации. Каждая группа рассматривала определенный аспект проблем, и 150 экспертов говорили о различных преградах, почему мы создаем нашу интернет-экономику медленнее, чем другие. Отчет был представлен в экономическом совете ведущими фирмами, презентация длилась примерно час, при этом половина совета дремала. Однако министр оценил этот проект как интересный: можно взять интернет-экономику и перенести ее на энергетику. Мы хотим сделать данный отчет эволюционным, и я полон надежд, что у нас получится. Это будет коалиция, которая инициируется бизнесом, и думаю, что регуляторы сыграют в этом процессе важную роль».

По мнению представителя Минэкономики Польши Анджея Дыхи, есть три элемента, влияющие на силу государства: административный потенциал, внутренняя координация и хорошие коммуникации с заинтересованными сторонами. Последние должны представлять властям свою точку зрения. Консультации связаны с дополнительными расходами, но они гораздо меньше, чем издержки, вызванные ошибками, а цена хорошо продуманного регулирования куда выше. Поэтому польское правительство стремится внедрять новые механизмы доступа граждан к принятию решений. Один из них — появившаяся в марте платформа «Е-консультации», в которой любой может написать свои оценки и предложения для решения проблем, обсуждаемых в Польше и ЕС. Пока результаты этого проекта удовлетворительные. Польские предприниматели не очень верят в свое влияние на принятие решений. Отчасти это верно: человеку нужно преодолевать свою гордыню, чтобы прислушиваться к чужому мнению и критике. А потому чиновнику нужно обладать смирением, чтобы консультации были результативными, считает А.Дыха, Например, сам он в 2012 г. обсуждал проблемы работы порта в Щецине с датскими инвесторами. Те предложили свой анализ ситуации, который лег в основу законопроекта, изменяющего 70 нормативных актов. Однако Польша еще находится в начале пути организации профессиональных консультаций с партнерами. В ЕС такая модель профессионализируется, люди за это получают зарплату. Эта модель требует особой этики и открытости. Имеет значение и масштаб: в ЕС организацией и проведением консультаций по различным вопросам ежедневно занимаются десятки тысяч людей. Но этим дело не ограничивается: мнения и прогнозы бизнес-коммуникаторов являются основой для политических и экономических решений, которые принимаются властями.

Применим ли такой подход в Беларуси? С одной стороны, Директива № 4 предусматривает обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. посредством создания при республиканских органах госуправления, министерствах и исполкомах общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов хозяйствования и бизнес-союзов. Предписывается также размещение проектов на официальных сайтах госорганов и министерств в Интернете или в СМИ. Однако право совещательного голоса не гарантирует бизнесу равноправного диалога с чиновниками, не говоря уже о законодательной инициативе. Обсуждение порой носит формальный характер, и мнение предпринимателей учитывается далеко не всегда, особенно если речь идет о принятии важнейших решений. Гораздо интенсивнее выглядит монолог власти, требующей от бизнеса выполнения ее планов, прогнозных показателей проектов «социальной ответственности».

Оксана КУЗНЕЦОВА