$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ИСКУШЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИЕЙ ПО ПРАВИЛАМ И ИСКЛЮЧЕНИЯМ

15.06.2010

Принятие законопроектов «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» и «О приватизации госимущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» ожидалось еще в прошлом году. Однако процесс потребовал большего времени. Оба документа прошли второе чтение в Палате представителей Национального собрания только на прошлой неделе.

Среди самых заметных новшеств — исключение из перечня объектов, находящихся только в собственности государства, предприятий по добыче и переработке калийных руд и магистральных нефтепроводов. Исключительное право государства сохраняется на такие виды деятельности, как лесо- и землеустройство, ведение госрегистров, кадастров, реестров, геодезическую и картографическую деятельность, распределение радиочастотного спектра, добычу и переработку драгметаллов, проведение лотерей, импорт табачных изделий, пресноводной рыбы и морепродуктов. Впрочем, передача эксклюзивных прав частникам допускается — по решению и на условиях, определяемых Президентом.

К объектам, не подлежащим приватизации, в частности, причислены земли природных фондов, объекты животного мира, земельные участки с государственной недвижимостью и разведанными месторождениями полезных ископаемых, радиочастотный спектр, объекты использования атомной энергии, электромагнитные приборы, имеющие военное значение, режимные объекты, наркотики, оружие, сети электросвязи спецназначения, госсекреты, гидрометеорологические объекты, аэропорты, инженерные коммуникации различного назначения и дороги, капитальные строения, которые используются для социального обслуживания, радиотелевизионных станций или закреплены за МЧС, МВД, НАН РБ, метрополитен и железнодорожный транспорт, газораспределительные системы, жилищный фонд.

Частные компании, иностранные государства, физические лица смогут в случаях, предусмотренных законами или Президентом, приобретать право собственности на находящиеся только в собственности государства объекты. Проект закона допускает, что такие объекты могут передаваться в аренду без права выкупа, в безвозмездное пользование и концессию, а с разрешения главы государства — в залог и доверительное управление.

Практически законопроект создает правовые основы уже начавшейся приватизации «Беларуськалия». Заявления о продаже миноритарного пакета акций «Беларуськалия» недавно сделаны главой государства и повторены высшими чиновниками. Предположительно покупателем станут китайские инвесторы — Интерфакс называет холдинг Sinofert и компанию China Blue Chemical. Подготовка к преобразованию «Беларуськалия» в открытое акционерное общество идет полным ходом. Кроме того, в рамках предпродажной подготовки придется составить финансовую отчетность предприятия по МСФО, провести due diligence, рыночную оценку.

Но, дав «зеленый свет» приватизации стратегической отрасли и ее лидера, законодатели сохранили возможность контролировать их. Если добывающий актив будет приватизирован, то экспорт его продукции останется в руках государства — законопроект предусматривает сохранение его исключительного права на внешнюю торговлю калийными удобрениями.

Законопроект «О приватизации госимущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» заменит нынешний Закон от 19.01.1993 № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации госсобственности».

В нем закрепляется возмездность как основной принцип приватизации. Продажа акций ОАО, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, их работникам по цене на 20% ниже номинальной стоимости прекращается с 1.01.2014 г.

Приватизация будет проводиться в основном путем продажи акций (долей в уставных фондах) или предприятий как имущественных комплексов на аукционе (по конкурсу), а также через продажу акций убыточных предприятий по результатам доверительного управления. Другие способы приватизации, ее порядок и условия может устанавливать глава государства. При этом полномочия Президента в отношении распоряжения госсобственностью практически не ограничены. Это может насторожить потенциальных инвесторов из некоторых стран. Остается надеяться, что внешние консультанты — иностранные юридические и физические лица, наличие которых предусматривает законопроект, смогут объяснить особенности национальной приватизации всем желающим.

Местные советы наделяются правом формировать и утверждать планы преобразования и приватизации коммунальных предприятий, принимать решения относительно приватизации объектов, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, определять начальную цену продажи акций и объектов. Определены также полномочия органов приватизации. В частности, они смогут подавать исковые заявления по спорам, возникающим по договорам приватизации, в т.ч. об установлении фактов ничтожности сделок и применении последствий недействительности к ним.

В решениях о приватизации, принимаемых главой государства, правительством, местными советами депутатов, всегда должны быть определены: способ, начальная цена и условия продажи объекта, в т.ч. — количество акций, подлежащих продаже по результатам доверительного управления, а при наличии в хозяйственном ведении предприятия объектов социального назначения и находящихся только в собственности государства — условия дальнейшего их использования.

Продажа акций по результатам доверительного управления возможна в убыточных обществах, в которых на протяжении последних 2-х лет долги равны балансовой стоимости активов или превышают ее. В таких случаях принадлежащие государству акции могут быть переданы в доверительное управление с правом выкупа их части (не более 10% уставного фонда) профучастникам рынка ценных бумаг или (по распоряжению главы государства) — другим лицам. Передача будет проходить на конкурсной основе, а в случаях несостоявшегося конкурса – по результатам прямых переговоров с единственным участником. Субъект, заключивший договор доверительного управления акциями с правом выкупа, может рассчитывать на их приобретение по номинальной стоимости на дату заключения договора.

При продаже предприятия как имущественного комплекса по конкурсу с начальной ценой в 1 базовую величину, новый собственник обязан погасить его долги, сохранить определенное количество рабочих мест, выполнить все условия договора купли-продажи.

Законопроект устанавливает, что предприятие как имущественный комплекс передается покупателю после госрегистрации договора купли-продажи по передаточному акту. При этом госрегистрация перехода прав собственности происходит после полной оплаты покупателем (в течение 30 дней) объекта приватизации. В случаях несвоевременного внесения оплаты предусмотрены штраф (10% цены продажи) и пеня.

В процессе преобразования ГУПов в ОАО учредителями создаваемых обществ выступают органы приватизации. Другими учредителями, выбираемыми на конкурсной основе, могут быть субъекты, внесшие денежные и неденежные вклады в уставные фонды. В состав передаваемого ОАО имущества входят все его виды, предназначенные для деятельности. При этом объекты социального назначения могут быть включены в его уставный фонд, переданы в пределах собственности РБ или административно-территориальных единиц, либо переданы в безвозмездное пользование предприятию. Не включаются в уставный фонд ОАО объекты, составляющие исключительную собственность государства и жилые помещения государственного жилфонда.

Отдельная статья законопроекта посвящена механизму реорганизации ОАО путем присоединения к нему государственного унитарного предприятия.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях