$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Цены

ИСКУШЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ ©

28.12.2012

По традиции белорусские предприниматели и менеджеры нервно вздрагивают при упоминании изменений законодательства о ценообразовании. Всем памятны времена, когда ценовое регулирование и санкции за нарушения в этой сфере напрягали бизнес больше, чем налоги и все прочие вопросы. Правда, с тех пор кое-что изменилось, но не так давно и не настолько, чтобы окончательно поверить своему счастью.

Между тем среди мероприятий по реализации положений Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 значится уточнение полномочий государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль в сфере ценообразования путем внесения изменений и дополнений в Закон от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании». Учитывая, что этот документ существовал лишь в тени грозного Указа от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», на него не очень-то и уповали. Но удерживать цены на все и вся административными методами бесконечно невозможно. Появилась Директива № 4, а за ней — более-менее либеральный Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Уже год как действует Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, заключенное 9.12.2010 г. странами Таможенного союза, ст. 17 которого допускает введение в странах ТС государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, только в исключительных случаях (включая чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности), да и то при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции. Правда, та же статья разрешает в качестве временной меры вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок, который не может превышать 90 дней в течение 1 года и может продлеваться только по согласованию с Комиссией ТС, имеющей право и отменить решение о введении государственного ценового регулирования, если сочтет, что оно введено необоснованно.

Поэтому появился проект новой редакции Закона «О ценообразовании», в котором определены основные понятия и принципы ценообразования, сфера применения свободных и регулируемых цен (тарифов), способы регулирования цен (тарифов) и государственные органы, осуществляющие такое регулирование, их полномочия, права и обязанности юридических лиц и предпринимателей в этой сфере с учетом новых внешних и внутренних условий.

САМОЕ интересное в проекте — изменение основных принципов ценообразования, среди которых появилось исключение неправомерного вмешательства государственных органов (организаций) в процесс ценообразования на товары (работы, услуги), не входящие в сферу регулирования ценообразования, и приоритет способов регулирования, обеспечивающих достижение цели ценового регулирования и экономическую эффективность предпринимательской деятельности. Исчезли такие «принципы», как сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). Впрочем, в реальности они все равно останутся, во многом благодаря изобилию в проекте отсылочных норм и возможностей госрегулирования.

Кроме того, появилось понятие индексация цен (тарифов) как один из способов регулирования цен (тарифов), предусматривающий установление регулирующим госорганом коэффициента их изменения. Напомним, что сегодня такая индексация применяется, в частности, при изменении цен на природный газ, тарифов на электро- и тепловую энергию и на внутриреспубликанские железнодорожные перевозки. Вводится также определение предельная надбавка (скидка) как способ регулирования цен в различных сферах экономических отношений (напомним, сегодня в Законе № 255-З говорится только о предельной торговой надбавке (скидке)).

Декларируется, что в Беларуси на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы). Исключение могут составлять только случаи регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), реализуемые (оказываемые) в сферах естественных монополий, а также на отдельные товары (работы, услуги), перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Совмином с учетом международных обязательств республики. При этом Президент, Совмин, республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Совмину, облисполкомы и Мингорисполком наделяются полномочиями регулирования в сфере ценообразования, границы которых в проекте четко не обозначены. Отдельно в ст. 11 проекта выделены полномочия республиканского органа госуправления (сегодня это Минэкономики) по управлению, регулированию и контролю в сфере ценообразования. Вероятно, нынешние функции 11 госорганов, в той или иной мере регулирующих цены и тарифы на 42 группы товаров и услуг в соответствии с Указом № 72, останутся без изменений, но могут в любой момент сократиться или расшириться по решению Президента, который также и сам вправе осуществлять регулирование ценообразования на отдельные товары (работы, услуги) и уполномочивает Совмин утверждать перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются отдельными госорганами. Можно считать такой подход способствующим гибкому реагированию на ситуацию в экономике или очередным свидетельством неопределенности и непредсказуемости.

В проекте нет норм, определяющих обязанности и ответственность субъектов хозяйствования по калькулированию затрат для целей ценообразования, поскольку Основные положения по составу затрат давно отменены. Однако требования к исчислению затрат при формировании и применении регулируемых цен (тарифов) остаются на усмотрение регулирующих органов. Кроме того, при определении и применении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), на которые осуществляется госрегулирование цен, субъекты хозяйствования обязаны, среди прочего, предоставлять соответствующим регулирующим госорганам (организациям) полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением законодательства. Сегодня такая обязанность существует для всех.

Настораживает соседство в ст. 14 проекта права субъектов ценообразования самостоятельно или по согласованию с покупателем (заказчиком) установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством РБ о ценообразовании не осуществляется регулирование ценообразования, и возможности обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их уполномоченными госорганами (организациями), а также их должностными лицами с нарушением законодательства РБ о ценообразовании. Если цены устанавливаются самостоятельно, то какие тут могут быть «решения»? А если последние принимаются (причем обжалование не приостанавливает их выполнение), то какая уж там самостоятельность?

СЧИТАЕТСЯ, что ограничения в ценообразовании призваны не допустить необоснованного посредничества и искусственного завышения регулируемых цен. Однако «обоснованность» и «искусственность» здесь — категории довольно субъективные. С давних времен власти в разных странах пытались обеспечить justum pretium (справедливую цену) и запретить turpe lucrum (постыдную прибыль), особенно получаемую посредниками, но всегда безуспешно. Однако вся щепетильность почему-то улетучивается, если речь идет о ценах естественных монополий (как правило, государственных) и государственных же структур, занимающихся чистым посредничеством, однако именуемых «сбытовыми».

При этом в отличие от ст. 14 Закона № 255-З в ст. 16 проекта содержится отсылочная норма, согласно которой лица, виновные в нарушении законодательства РБ о ценообразовании, несут ответственность, установленную законодательными актами. Напомним, что статьи 12.4 и 12.6 КоАП по-прежнему действуют, хотя сфера их применения с отменой Указа № 285 существенно сузилась. Более того, согласно Указу № 72 не являются правонарушениями превышения установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в п. 1 данного Указа, а также при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат) на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из давальческого сырья, расчетов отпускных цен на импортируемые товары, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых. Было бы логично перенести эти нормы в проект закона, чтобы субъекты хозяйствования чувствовали себя спокойнее, а у чиновников не возникало искушений лишний раз вынести какое-нибудь «решение».

Вадим ЛЕБЕДЕВ