$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ИСКРЕННОСТЬ КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ РЕСУРС©

17.03.2015

В пятницу министр экономики Беларуси Владимир Зиновский встретился с руководителями ряда предприятий, входящих в Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского. Представители министерства и деловых кругов обсудили самые актуальные проблемы отечественной промышленности — от макроэкономических прогнозов до упрощенной системы налогообложения.

В своей вступительной речи почетный председатель БСПН Георгий Бадей призвал Минэкономики больше учитывать мнение и потребности бизнеса. Сегодня из-за спонтанных решений властей предприятия то и дело оказываются в состоянии «невесомости», не зная, что делать сейчас и куда двигаться дальше. Это не позволяет принимать не то что среднесрочные, но и краткосрочные планы, управлять издержками и денежными потоками. При этом правительственные программы ясности не вносят. «Знают ли вообще в правительстве, что на самом деле происходит на предприятиях? — поинтересовался Г.Бадей. — Известно ли, до какой степени истощены оборотные средства и с какой скоростью растут долги?».

По словам министра В.Зиновского, власти в курсе этих проблем и делают все возможное, чтобы помочь промышленности успешно производить и с прибылью продавать свою продукцию. К сожалению, возможностей не столь уж много — как финансовых, так и административных. Отчасти это вызвано разделением полномочий и ведомственными интересами отраслевых и «стратегических» министерств, каждое из которых ограничено в своих функциях. Устранить эти нестыковки могло бы создание Министерства промышленной политики, что планировалось еще 5 лет назад. Теперь, возможно, к этой идее удастся вернуться. Пока же власти предлагают набор экстренных антикризисных мер. В частности, заместитель министра экономики Дмитрий Крутой напомнил, что правительство разрешило предприятиям в текущем году не начислять амортизацию, продавать продукцию по ценам с учетом конъюнктуры рынка, в т.ч. ниже себестоимости, списывать в 2015–2016 гг. курсовые разницы на расходы будущих периодов. Такие решения принимались в прошлом и, по мнению замминистра, дали положительные результаты. Правда, с такой оценкой согласны не все. Некоторые директора уже хорошо знают цену бухгалтерским манипуляциям, с помощью которых «рисуется» прибыль, и поняли, что ни денег, ни финансовой устойчивости это не добавляет. Снижать цены на падающих рынках тоже непросто — для этого нужны источники покрытия убытков, которых сегодня у белорусского бизнеса нет.

К сожалению, с более ощутимой поддержкой дело обстоит сложнее. Государство не в состоянии расширить круг предприятий, получающих кредиты по льготным ставкам, скидки на газ и электроэнергию, поблажки при обязательной продаже валюты и т.п. Если в России антикризисные меры можно (по крайне мере пока) сводить к массированным вливаниям денег, то в Беларуси таких ресурсов нет.

Более того, из-за снижения цен на нефть не оправдались надежды на поступление нефтяных пошлин — вместо ожидавшихся 2,5 млрд. USD в реальности будет почти втрое меньше. Правда, для поддержки экспортеров средства находятся — например, путем заключения с российскими банками соглашений о кредитовании покупателей белорусской продукции. Если в прошлом году в этом процессе участвовало 3 банка, то теперь их число вырастет до 11, могут подключиться и лизинговые компании. В 2013 г. с помощью таких схем удалось продать 14 тысяч единиц техники на 60 млрд. RUB, в т.ч. почти треть продукции МАЗа. Однако из-за стагнации экономики РФ рассчитывать на масштабное повторение успеха здесь сложно. Также правительством определен список из 106 предприятий, которым помощь будет оказана в рамках различных госпрограмм. Остальным придется больше рассчитывать на экономию средств и нестандартные организационно-управленческие решения.

НЕКОТОРЫЕ из них приняты уже давно. К примеру, более года назад постановлением Совмина от 4.02.2014 № 95 «О передаче отдельных вспомогательных функций, непрофильных (неосновных) и вспомогательных производств республиканских унитарных предприятий специализированным организациям» был предложен механизм избавления от непрофильных активов и передачи на аутсорсинг вспомогательных процессов. Однако результат оказался более чем скромным: по данным Минэкономики, лишь 16 предприятий передали около сотни объектов, хотя масштаб мог быть в десятки раз больше. Можно упрекнуть руководство за косность и нерасторопность, но, скорее всего, дело в другом. Далеко не все готовы рисковать, сбывая с убытком ненужное имущество или создавая дочерние фирмы, которые потом сложно контролировать.

К тому же, как оказалось, те, кто не спешил с аутсорсингом, оказались самыми дальновидными. Подвохи реструктуризации по-белорусски объяснил гендиректор ЗАО «Вилия» Лев Карпач. «Вилия» давно передала некоторые виды деятельности самостоятельным унитарным предприятиям. Такая форма позволяла ЗАО контролировать своих «дочек», а их малая численность и скромные объемы допускали применение упрощенной системы налогообложения. Однако в этом году в Налоговый кодекс были внесены изменения, запрещающие с 1 июля применять УСН унитарным предприятиям, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческим организациям, более 25% акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям (подп. 5.7 ст. 286 НК). Таким образом, выделенным в ходе реорганизации «дочкам» придется платить на общих основаниях все налоги, включая НДС, что лишает их всех ценовых преимуществ. Замечу, что если эти упреки адресовать налоговым органам, те в ответ приведут множество примеров, когда компании пользовались «упрощенкой» не столько для оптимизации производственных процессов, сколько для минимизации налогов. А потому, чтобы сохранить стимулы и исключить злоупотребления в будущем, законодателям придется искать очень осторожные формулировки.

НАРЯДУ с девальвацией рубля, серьезным ударом для предприятий стали ценовые ограничения. Ясно, что власти из лучших побуждений стремились ограничить инфляцию и защитить потребительский рынок, но «крайними» оказались предприятия, пытающиеся следовать разъяснениям Минторга и Минэкономики. Ведь у них нет иного источника возмещения потерь, кроме выручки, а издержки существенно увеличились. В результате, если потребительские цены выросли за 2 месяца на 4,1%, то у производителей промышленной продукции — на 6,4%, в т.ч. на промежуточные товары — на 8,4%. Ограничение цен в сочетании с массовыми неплатежами и запредельной стоимостью кредитов ставит промышленников в чрезвычайно уязвимое положение. От первой напасти В. Зиновский пообещал их вскоре избавить — по его словам готовится отмена постановления Совмина от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка». Могло бы государство помочь разобраться и со второй — если усилить требования по соблюдению платежной дисциплины и шире применять механизмы банкротства. Есть также предложения вернуть применение различных вариантов зачетных, бартерных и вексельных схем. Но опыт прошлых лет показывает, что стать на этот путь легко, а вот удержаться от злоупотреблений гораздо сложнее. Поэтому вряд ли подобные идеи получат одобрение контролирующих органов.

Меры поддержки, предусмотренные указами от 6.06.2011 № 231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств» и от 8.07.2013 № 301 «О мерах по стимулированию реализации инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью», оказались не слишком востребованными — частники сегодня очень осторожны в своей инвестиционной активности. В условиях макроэкономической нестабильности трудно надеяться на скорую окупаемость вложений, а требования обеспечения высокой добавленной стоимости и прибыльности никак не сочетаются с рекомендуемым Минторгом 3-процентным уровнем рентабельности. К тому же некоторые льготы, призванные помочь одним предпринимателями, бьют по другим. Например, освобождение импорта техники от ввозных платежей и иные преференции, предусмотренные декретами от 7.05.2012 № 6 и от 6.08.2009 № 10, делает неконкурентоспособной отечественную продукцию — ее-то от НДС при реализации на внутреннем рынке никто не освобождал. А потому порой выгоднее купить импортный аналог, чем белорусский.

МНОЖЕСТВО нареканий вызывает кредитно-денежная политика отечественных регуляторов. Сдерживание курса рубля в прошлом году стало мощным стимулом для импорта, одновременно подрывая позиции белорусских производителей. Особенно это ощутили предприятия легкой промышленности. Директора организаций этой отрасли объясняют, что высокая доля импортных комплектующих в условиях девальвации влечет рост затрат, а острая конкуренция с зарубежными компаниями как на внешних, так и на внутреннем рынке не позволяет повышать цены. Основной рынок сбыта — российский — стал сегодня самым опасным. Риски здесь существенно выросли, но возможности договориться о расчетах в СКВ или мультивалютных оговорках у наших предприятий очень ограничены.

К примеру, ЗАО СП «Отико» потеряло на этом рынке из-за девальвации в IV квартале почти 4,7 млрд. рублей. Но и дома стены не помогают — особенно в магазинах. Значительная часть розницы предпочитает отводить большую и лучшую часть торговых площадей под импорт, а с местными поставщиками рассчитывается с большим опозданием. Гендиректор «Отико» Галина Белевич, выступая на встрече, даже предположила, что пора выдавать льготные кредиты нашей торговле, чтобы стимулировать их уделять больше внимания белорусской продукции.

Директорам кажется несомненным диспаритет курсов российского и белорусского рубля. Но нет никаких гарантий, что им понравилось бы реальное соотношение, определенное сугубо рыночным путем. По сути, интересы производителей толкают регуляторов к «валютной войне», для которой у Беларуси нет ни достаточных ресурсов, ни антиинфляционного запаса прочности. Но есть другие, более доступные и безопасные меры. Так, директора призывают власти отменить дискриминационные нормы, действующие при расчетах за энергоносители, когда даже за опоздание с перечислением авансов начисляется пеня, заставить местные власти соблюдать единые требования по распределению ресурсов, в т.ч. при закупках молока. Стимулировать экспорт можно не только кредитами, но и смягчением требований Указа от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» по срокам возврата валютной выручки. Ведь поставщикам на внешних рынках приходится состязаться сегодня не только по цене и качеству, но и по способности предоставлять покупателям отсрочки платежей. Директор ООО «МАЗ-Купава» Сергей Заболотец обратил внимание на дискриминационный порядок госзакупок. При проведении тендеров по-прежнему ключевым параметром остается цена, тогда как на качество и иные факторы почти не обращается внимания. В выигрыше оказываются компании, способные демпинговать, в т.ч. благодаря льготным условиям налогообложения.

Г. Бадей напомнил, что налоги следует взимать с выручки, которая реально имеется. Между тем 90-дневная отсрочка принятия к вычету «ввозного» НДС стала тяжелым бременем не только для импортеров, но и для многих промышленных предприятий, которым приходится сотрудничать с дистрибьюторами. В свою очередь, исполнительный директор БСПН Жанна Тарасевич отметила бремя регуляторных издержек для бизнеса. По расчетам экспертов союза, нагрузка на 1000 Br выручки при общей системе налогообложения составляет почти 500 Br, а при «упрощенке» — 277 Br. В придачу нагрузка на фонд оплаты труда у нас в существенно выше, чем в России и Казахстане, а также в других странах — прежде всего из-за отчислений в ФСЗН.

Только ограниченность времени встречи прервало перечисление проблем, накопившихся у предприятий, и мер, способных их решить. Поэтому В. Зиновский пообещал, что подобные мероприятия станут регулярными. Возможно, столь откровенный диалог позволит устранить хотя бы часть барьеров, мешающих развитию отечественной экономики, изъяны в законодательстве, а главное — непонимание и недоверие в отношениях бизнеса и власти.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях