Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
21.09.2010 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИЩЕМ ОТВЕТСТВЕННЫХ СРЕДИ БИЗНЕСМЕНОВ

В последние годы бизнесмены по всему миру при выборе контрагентов и поставщиков все больше внимания уделяют неэкономическим факторам, в числе которых — высокие социальные стандарты, применяемые партнерами. Присоединение к Глобальному договору ООН, определившему эти стандарты, способно помочь белорусским предприятиям выйти на внешние рынки

В последние годы бизнесмены по всему миру при выборе контрагентов и поставщиков все больше внимания уделяют неэкономическим факторам, в числе которых — высокие социальные стандарты, применяемые партнерами. Присоединение к Глобальному договору ООН, определившему эти стандарты, способно помочь белорусским предприятиям выйти на внешние рынки. Впрочем, пока у многих наших топ-менеджеров социальная ответственность ассоциируется лишь с «добровольно-принудительным» участием в субботниках и разного рода отчислениями по «просьбе» исполкомов. Сопоставить мировую и отечественную практику мы попросили главного советника инициативы ООН «Глобальный договор» в Беларуси кандидата экономических наук Таисию ЕЛЕЦКИХ.

— Таисия Владимировна, в нашей стране частному бизнесу зачастую весьма настойчиво предлагают профинансировать украшение города к празднику, ремонт школы, поучаствовать в субботнике (причем не столько важно само участие, сколько перечисление денег в местный бюджет), трудоустроить обязанных лиц и т.п. Как это соотносится с международными принципами добровольной социальной ответственности?

— Когда государство перегружает представителей бизнеса подобными требованиями, дискредитируется само понятие социальной ответственности. «Принудиловка» может уничтожить любую благую идею. Роль государства должна быть лишь регулирующей и стимулирующей, но никак не командно-административной. Более того, чтобы бизнес был заинтересован во внедрении корпоративной социальной ответственности (КСО), необходимо разрушить сложившуюся систему «добровольно-принудительной» благотворительности. Пока же вместо того чтобы использовать социальную ответственность как инструмент стратегического развития, бизнес вынужден элементарно ремонтировать дороги и больницы, строить транспортные остановки — т.е. компенсировать неэффективное расходование местных бюджетов, которые формируются из его собственных налогов.

В международном понимании корпоративная социальная ответственность предусматривает в первую очередь высокое качество продукции и услуг, создание достойных условий труда (выплата «белой» зарплаты, обучение работников, соцпакеты), строгое соблюдение прав человека, норм финансового, трудового и природоохранного законодательства. Также важны добросовестные и честные отношения со всеми партнерами, участие в развитии регионов и местных сообществ, сокращение негативного воздействия на окружающую среду, введение «зеленых» технологий, противодействие коррупции.

— К инициативе ООН «Глобальный договор» в республике присоединилось 72 участника. Какие требования им приходится выполнять? Кого среди них больше — госпредприятий или представителей частного бизнеса?

— Ключевое требование для присоединившихся — отчитываться перед обществом о деятельности в области развития принципов корпоративной социальной ответственности. Такие отчеты носят название «социальные отчеты». Они размещаются на сайте Глобального договора и сайтах компаний. В абсолютном большинстве белорусские участники — представители частного бизнеса. Среди них — «Савушкин продукт», «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», «Бабушкина крынка», МТБанк, МТС, «Атлант-М» «Пинскдрев», «Белинтертранс», «Хайнекен», «Оливария» и др. Небольшую часть составляют общественные организации, фонды, отраслевые объединения, бизнес-союзы — к примеру БПСН им. Кунявского, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей. И только одно госпредприятие — РУП «Белорусский металлургический завод», которое более 90% своей продукции отправляет на зарубежные рынки. А там входным билетом является приверженность компании принципам этического ведения бизнеса, и, соответственно, членство в Глобальном договоре. При этом завод отчитывается по наиболее сложному международному стандарту социальной ответственности «Global Reporting Initiative».

— Как на практике выглядит внедрение социальной ответственности согласно стандартам ООН у белорусских предприятий?

— Прежде всего оно проявляется в заботе о собственном персонале, повышении качества продукции, охране окружающей среды. Многие компании отметились благотворительными проектами. Например, на средства СООО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) стартовал пилотный проект по развитию телеэлектрокардиологии в Беларуси. В больнице д. Ратомка Минского района, где нет штатного кардиолога, был установлен мобильный телемедицинский комплекс «Кардиан-ПМ». Показания кардиографа через мобильный телефон передаются на рабочее место кардиолога Минской областной больницы, который проводит консультации и ставит диагнозы в режиме on-line. ОАО «Савушкин продукт» инициировало проект по улучшению питания в школах «Школьное молоко», а также республиканскую акцию «Преврати Беларусь в вишневый сад». И таких примеров много.

— Очевидно, развитие КСО может стать выгодным и как маркетинговый инструмент? Ведь подобные акции могут использоваться и для продвижения компании на рынке, завоевания доверия потребителей.

— Социальные инвестиции действительно могут стать важной частью маркетинговой стратегии компании. Основные выгоды — снижение репутационных рисков, улучшение имиджа и психологического климата компании. Социологические исследования доказывают: хорошая репутация привлекает в компанию квалифицированные кадры. Быть социально ответственным — это возможность стать партнером крупных зарубежных компаний, которые, заключая долгосрочные контракты, проводят аудит потенциального контрагента, в т.ч. социальный. Соблюдение принципов КСО также способствует привлечению иностранных инвестиций.

Кроме того, год от года более сознательным становится поведение потребителей. В США 2/5 из них хоть раз бойкотировали покупку продукции социально не ответственных компаний.

Развитие КСО выгодно не только бизнесу, но и государству. Социально ответственный бизнес улучшает репутацию страны на международной арене, способствует нормализации экологической ситуации, внедрению энергосберегающих технологий.

— Отечественное законодательство дает не так уж много стимулов для желающих продемонстрировать свою соцответственность. Указ от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» сузил возможности благотворительной деятельности. А согласно Налоговому кодексу льгота по налогу на прибыль предоставляется только в случаях оказания помощи бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта. Насколько возможно в таких условиях демонстрировать свою социальную ответственность?

— Действительно, Указ № 300, призванный открыть возможности для социально полезной, благотворительной деятельности частного бизнеса, на самом деле только ограничил ее поле. Даже чистую прибыль, которая остается после уплаты всех налогов, предприниматели могут направить лишь в считаные, четко прописанные виды общественно полезной деятельности. Среди них — развитие сельского хозяйства, сохранение историко-культурных ценностей, помощь бюджетным организациям. Получается парадоксальная ситуация: к примеру, предприятие не имеет права за счет собственной прибыли почистить городской пляж, построить приют для бездомных животных и т.д. КСО может проявляться и в заботе о персонале, и в выпуске недорогих социальных товаров для незащищенных слоев населения, и в помощи малому бизнесу. Эти виды помощи просто выпадают из юридического поля зрения. Не упоминается в Указе № 300 и такое направление, как сотрудничество бизнеса с некоммерческими общественными организациями. А ведь оно может дать компании массу преимуществ — новые знания и опыт, продвижение своих товаров и услуг, проникновение на новые рынки или расширение существующих. К примеру, популярность экологически чистых продуктов питания выросла во многом благодаря информационной работе, которую проводят организации «зеленых». В результате этот сегмент рынка расширился до ранее не прогнозировавшихся размеров, а бизнес, вовремя сориентировавшийся на «зеленого» потребителя, выиграл.

— Каким путем можно «снизить» административные барьеры, препятствующие развитию благотворительности? На что в первую очередь должны быть направлены изменения в законодательстве?

— Важно уточнить юридическую терминологию, относящуюся к данной сфере, дать четкие определения таким понятиям, как «социальные инвестиции», «спонсорская помощь», «благотворительная деятельность» и т.п. Следует расширить перечень направлений и секторов экономики, привлечение социальных инвестиций в которые приоритетно для государства, упростить порядок получения международной безвозмездной помощи на цели КСО. Нужна система льгот и преференций для субъектов хозяйствования, которые занимаются социально полезной деятельностью. Многое будет зависеть и от информационной поддержки, популяризации деятельности белорусских предприятий в области КСО. Возможно, в конкурс «Предприниматель года» стоит ввести номинацию «Социально ответственный бизнес года». Инструментарий богат, а цель одна — повысить социальные стандарты бизнеса.

Беседовала Дарья КОСТЕНКО

Справка «ЭГ»

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — кодекс деловой этики, предусматривающий добровольный вклад компании в человеческий капитал, охрану окружающей среды и социально ориентированные программы сверх того минимума, который предусмотрен законодательством.

Глобальный договор — инициатива ООН, продвигающая принципы корпоративной социальной ответственности. С 2000 г. к нему присоединились более 8 тыс. компаний, фирм, предприятий и организаций по всему миру. Среди них такие бренды, как Кока-кола, Форд, Дженерал Электрик, Intel, Microsoft, Бош, Сименс, Люфтганза, а также несколько городов, в т.ч. Бонн и Берлин. В США — 432 участника глобального договора, Великобритании — 220, Германии — 185, Украине — 144, в Польше — 84, Беларуси — 72, России — 45.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by