$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Ирония судьбы-3

04.01.2008

В нашей стране принято «ходить с друзьями в баню», особенно зимой во время нескончаемых новогодних встреч-проводов. Однако с такого рода релаксом могут возникнуть проблемы. Общественные бани в регионах бьют тревогу. Государство и по рыночным принципам им жить не позволяет, и субсидий не выдает, рассказывают банщики с мест. Тенденция, по мнению специалистов, такова, что большинство общественных бань вскоре может закрыться.

В сложной ситуации бани оказались из-за отсутствия четкой методики расчета субсидий для них как организаций, оказывающих социально значимые услуги, цены на которые регулируются Минэкономики, облисполкомами и Мингорисполкомом (постановление Совмина от 18.06.1999 № 943).

Согласно законодательству дотируются из бюджета помывки в общих отделениях с паром и без пара (отделения второго разряда) следующим образом: предприятие заключает договор с исполкомом на год вперед по оказанию банных услуг населению города согласно доведенным плановым показателям. Готовятся калькуляции и вместе с другими документами подаются на утверждение в областные управления ЖКХ. При этом рентабельность для общих отделений не должна быть более 5%.

После этого каждый месяц бухгалтерии предприятий выводят фактическую себестоимость, которая может изменяться в зависимости от посещаемости бани и роста других составляющих себестоимости (зарплата, энергоресурсы, топливо для печей (дрова) и т. д.). Размер дотации из бюджета — это разница между этим показателем и выручкой, полученной самой баней.

То есть бюджетом возмещается разница между фактической себестоимостью услуги и ее регулируемой ценой. Однако кроме прямых материальных затрат на воду, тепло и электроэнергию предприятие несет и другие затраты: зарплата, начисления на нее, амортизация основных средств и нематериальных активов, налоги на землю и экологический, транспортные расходы, общехозяйственные, общепроизводственные и прочие расходы. По словам одного из директоров предприятий, на одной помывке он теряет порядка 2-3 тысяч Br.

Таким образом, предприятие не может сформировать фонды для развития, ремонта, премирования за экономию ТЭР, отсутствует чистая прибыль, и возникают все вытекающие отсюда проблемы. Проедается не только прибыль предприятия по иным услугам, но и другие средства структуры. Удельный вес платных услуг населению (VIP-места, бассейн и т. д.), по мнению специалистов, составляет не более 20%.

Но и это не все. Еще один сюрприз ждал банщиков как раз в канун Нового года. Оказалось, что перевыполнение предусмотренного договором числа помывок субсидироваться из бюджета не будет.

Такая странная ситуация сложилась не за один день. Банщики жалуются довольно давно (см. «ЭГ» № 21 за 2006 г.), но проблемы с калькуляцией субсидий до сих пор не решены, и предприятия, оказывающие социально значимые услуги, продолжают нести убытки. Эксперты отрасли утверждают, что порядка 2/3 всех общественных бань, где моется около 75% населения РБ, на грани закрытия.

Так что следующей серией «Иронии судьбы» может стать «Педикулез-1». Но это уже совсем не смешно.

Антон БОЙКО