$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Инвестору «при дороге» обещают льготы

08.04.2008

Частным инвесторам, пожелавшим развивать придорожный сервис, предполагается предоставить целый ряд льгот. Соответствующий проект указа уже отправлен на согласование главе государства.

В частности, владельцы объектов придорожного сервиса могут рассчитывать на освобождение от уплаты подоходного налога на 5 лет. Кроме того, им уже не придется заниматься отводом земельного участка, он будет предоставляться по итогам аукциона. Более того, «Белавтодор» совместно с Госкомимущества будет заранее резервировать землю на эти цели.

«Уже ведутся переговоры с крупными иностранными инвесторами, одна швейцарская фирма пожелала построить в Беларуси от 30 до 50 объектов придорожного сервиса», — сообщил журналистам на пресс-конференции начальник управления дорожной сети Департамента «Белавтодор» Александр Головнев.

Напомним, что в начале этого года правительство проанализировало проблему развития придорожного сервиса. Тогда Сергей Сидорский потребовал от главы Минтранса срочно создать благоприятную инвестиционную среду вдоль наших автотрасс, чтобы сюда «активно шли инвесторы» и «в министерстве очередь стояла с предложениями от них» (см. «ЭГ» № 5 за 22.01.2008 г.). Сами субъекты хозяйствования больше всего жалуются на сложность процедуры отведения земельных участков и изнурительный процесс согласования строительства объектов в многочисленных инстанциях.

Как надеются в «Белавтодоре», намечающиеся «поблажки» повысят привлекательность этого вида бизнеса. Однако дотянуть наш придорожный сервис до европейского уровня все же вряд ли удастся. Остается главный фактор, сдерживающий его развитие и делающий этот бизнес нерентабельным, — невысокая интенсивность движения на автотрассах. Видимо, иностранные перевозчики по-прежнему предпочитают объезжать Беларусь. Как показывает мировая практика, приносить прибыль кафе и СТО на дорогах могут только при интенсивности движения более 7 тыс. автомобилей в сутки. У нас такая наблюдается только на одной дороге М-1. На всех остальных — не более 3-4 тыс. машин.

Невысокая доходность этого бизнеса накладывает отпечаток и на качество предоставляемых услуг проезжающим. «Зачастую это просто сарай, отделанный сайдингом», — раскритиковал внешний вид придорожных кафе начальник управления дорожной сети Департамента «Белавтодор» А.Головнев. В прошлом году порядка 40 объектов были лишены лицензии за нарушения санитарно-бытовых условий.

В то же время планы по модернизации придорожного сервиса у правительства грандиозные. Месяц назад оно утвердило генеральную схему его развития, которая предусматривает строительство объектов трех уровней. Первый — это площадки для отдыха и автостоянки (через каждые 15-20 км). Второй — кафе со стоянкой, третий уровень — комплекс с гостиницей, заправкой, СТО, стоянками для автобусов и туалетами (через 60-70 км). К 2010 г. в республике намечено создать систему пунктов, «где каждый желающий сможет получить минимальный набор услуг: заправиться, пообедать, отдохнуть», обрисовал перспективу Головнев.

Опрос иностранных перевозчиков, проведенный «Белавтодором» в прошлом году, показал, что, проезжая нашу республику, они готовы оставлять в среднем 20-30 USD. Привлекает их у нас относительно недорогой бензин и отсутствие контроля за соблюдением режима труда и отдыха. Хуже всего то, что из-за последнего они и проезжают Беларусь без остановок. В «Белавтодоре» решили исправить эту оплошность и организовать контроль за режимом водителей, как в Европе. Там за безостановочное движение в течение более 8 часов полагается огромный штраф.

Инесса ГЕРМАНЧУК