$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ИНВЕСТОР ПЛАТИТ ЗА БУДУЩЕЕ

08.06.2010
О перспективах развития белорусской приватизации и привлечения иностранных инвесторов рассказывает известный белорусский бизнесмен, глава представительства «Ренессанс Капитал» в Беларуси Сергей ЛЕВИН.
 
— Сергей Леонидович, у вас богатый опыт привлечения в Беларусь иностранного капитала. Что важнее всего в этом процессе на практике?
 
— Важен общий язык с инвестором. Не в смысле прямого общения по-английски или по-немецки, а владение стандартным «бизнес-языком», понятным современному глобальному капиталу. Поэтому когда планируется привлекать инвестиции через специальное государственное агентство, нужно полагать, что его сотрудники, которым поручат вести переговоры, знают этот «бизнес-язык», могут быть не переводчиками, а консультантами, свободно оперирующими стандартными понятиями. Иностранному инвестору важно знать, что базовые принципы сотрудничества здесь такие же, как во всем мире, что партнеры используют одни и те же финансовые термины и правила корпоративного управления, базовые документы. Тогда есть о чем договариваться. Нужно ли для этого обязательно быть юристом или экономистом? Нужно быть профессионалом. Если найден общий язык, тогда довольно быстро можно оценить, состоится эта сделка или нет. В переговорах важно не тратить время понапрасну, чтобы идти дальше.
 
— Что, по-вашему, является определяющим для западного капитала при рассмотрении вопроса об инвестициях в Беларусь?
 
— Принципиальный вопрос для любого капитала — это предполагаемая доходность, прибыль, которые определяются объемом инвестиций, зависят от уровня риска, используемых инструментов. Поэтому они индивидуальны в каждом случае. В результате инвестор может пойти на реализацию проекта с доходностью 0,5%, или не соблазниться даже при доходности 50%.
 
— Распространено мнение, что белорусские предприятия интересны только очень узкому кругу покупателей — из России, Китая, возможно, арабских стран. Но ваш опыт показывает иное, что, например, в пивоваренную отрасль пришли европейские корпорации. Можно ли ожидать подобного в других отраслях?
 

— Некорректно говорить, что белорусские предприятия интересны кругу инвесторов, очерченному по национальному признаку. Конечно, россиянам здесь намного легче: нет языкового, психологического, визового барьера. Но наши условия понятны и бизнесменам из Украины, стран Балтии. С соседями сотрудничать легче — это всегда логично. К тому же если бизнесмен успешен в одной стране, он, как правило, приходит в соседнюю. Да, страна с населением в 10 млн. — не самый объемный рынок, и здесь надо серьезно думать о возможностях его развития.

Если говорить о секторах, то для автомобилестроения Беларусь малоинтересна. Ведь завод, который теоретически можно построить, будет окупаемым при минимальном объеме производства 300 тыс. шт. в год. Но если это проект в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства, то почему бы нет.

Успешно можно развивать в Беларуси производство товаров народного потребления или уникальных продуктов (калийные удобрения и др.). Продуктовые ниши есть более и менее интересные, но бизнес становится глобальным, поэтому у Беларуси есть шанс. Думаю, что последовать примеру пивных компаний могут и любые другие.
 
— В какой мере на такие решения влияют рейтинги различных международных организаций?
 
— За последние 2 года произошло много событий, и стандарты, критерии присвоения рейтингов пересмотрены. Они востребованы на рынках долгового капитала, служат ориентиром надежности вложений. Когда белорусские компании будут выходить на международные рынки заимствований, то для них важно получить максимально возможный результат по национальной и международной шкале. Если хочешь жить в глобальном мире, следует играть по общим правилам.
 
— Какие основные стимулы и препятствия для приватизации в Беларуси вы видите?
 

— Для приватизации и разгосударствления в Беларуси стимул уже появился. Мы услышали ряд заявлений со стороны высокопоставленных чиновников о том, что государство должно максимально выйти из финансово-хозяйственного оборота, чтобы заниматься другими доминирующими и важными задачами. Поэтому приватизация в Беларуси неизбежна. Основное препятствие — в сложности нынешней ситуации на мировых рынках капитала. Большинство крупных компаний, которые могли бы прийти сегодня в Беларусь, заняты решением собственных проблем, связанных с развитием. Но этот фактор не может полностью остановить приватизацию. Просто он ограничивает использование всех возможностей и носит временный характер.

 

— В какой мере зарубежные компании, намеренные инвестировать в Беларусь, настроены добиваться налоговых и иных льгот? Так ли это важно для крупных корпораций?
 
— Глобальные компании любят индивидуальные льготы. Помните, «Форд», появившись на белорусском рынке, тут же заговорил о льготах. Такая же позиция и у иных ТНК в разных странах. Во всем мире льготы — это привилегия крупных компаний, и чиновники идут им навстречу. Это нормальный процесс, вопрос переговоров. Однако при рассмотрении возможностей реализации инвестпроектов это не имеет приоритетного значения.
 
— Один из самых спорных вопросов приватизации — оценка предприятий. Можем ли мы рассчитывать на высокие цены в ближайшее время?
 
— При проведении оценки активов доминирующим фактором является текущая прибыль компании и ее динамика. Если компании, которые 2 года назад работали успешно, сохранили эффективность и сегодня, то у них нет оснований ожидать низкие оценки экспертов. Если компании работают неэффективно, а по различным причинам их когда-то высоко оценивали, то вряд ли сегодня они могут рассчитывать на прежние суммы.
 
— Некоторые министерства и концерны настаивают на том, чтобы отложить приватизацию подведомственных предприятий, мотивируя это необходимостью улучшить их положение до продажи. Насколько, по-вашему, оправдана такая позиция?
 
— Если сейчас предприятия реализуют инвестпроекты, создающие предпосылки к действительному прогрессу, то здесь нет веских оснований откладывать. Если на стороне предприятий будут сильные консультанты, они всегда смогут сделать оценку с учетом ближайших перспектив. Поэтому, если есть реальный покупатель, сделку лучше провести сегодня, а не откладывать. Принимая во внимание позитивные процессы, идущие на предприятии, инвестор заплатит не только за сам актив, но и за его будущее.
 
— Какую позицию намерена занимать группа «Ренессанс» в качестве консультанта по приватизации в Беларуси?
 

— Группа «Ренессанс Капитал» ведет переговоры с правительством о предоставлении статуса инвестиционного агента. Такое сотрудничество целесообразно, поскольку «Ренессанс» — лидирующий инвестиционный банк на развивающихся рынках. В Беларуси мы работаем над двумя приоритетными направлениями: финансирование на рынках долгового капитала, слияния и поглощения. Мы общаемся с потенциальными клиентами, партнерами, консультируем правительство.

 
Беседовала  Оксана Кузнецова

 

CПРАВКА «ЭГ»

Сергей Левин стал известен благодаря крупному проекту по привлечению стратегического инвестора Detroit Belarus Brewing Company LLC в пивоваренный завод ОАО «Дедново» (г. Бобруйск) в 2004 г. В 2007 г. Heineken купила СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар», созданное на базе ОАО «Дедново».

Другой известный проект — создание с нуля крупнейшего частного производителя соков — ИП «Старая крепость» (г. Бобруйск).

 

 


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях