Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инвестиционный кодекс совершенствуется

О том, что в Палате представителей идет корректировка Инвестиционного кодекса, "НЭГ" уже сообщала. Что изменится в правовой базе, если законопроект будет принят и вступит в силу?...
О том, что в Палате представителей идет корректировка Инвестиционного кодекса, "НЭГ" уже сообщала. Что изменится в правовой базе, если законопроект будет принят и вступит в силу?

ПРЕЖДЕ всего следует обратить внимание на то, что в проекте расширяется перечень инвесторов за счет включения в него не только юридических и физических лиц, государства и административно-территориальных образований, но и иностранных организаций, не являющихся юрлицами, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств. В данном случае законодатель учел различия в правовых системах государств и снял определенную коллизию.

Показательно расширение ст.5 Кодекса и включение в нее наряду с формами и перечня источников инвестиций. В частности, в качестве формы инвестиционной деятельности названо приобретение доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда. Самое главное, пожалуй, заключается в том, что среди источников, в частности, названы заемные и привлеченные средства. Дело в том, что до настоящего времени использование таких средств для инвестиций в нашей стране было ограничено. Так, согласно части пятой ст.14 Закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" "вкладом не могут быть привлеченные или одолженные средства, кредиты". Подобное же ограничение содержится в ст.146 Банковского кодекса. Эти ограничения со стороны государства были вряд ли целесообразны, и полагаем, что впоследствии, после принятия поправок в Инвестиционный кодекс, все законодательство будет приведено в соответствие с его новой редакцией.

Важное дополнение содержится в отношении компенсации стоимости национализированного или реквизированного имущества (ст.12 ИК). Так, раньше компенсация, равная реальной стоимости этого имущества, должна была включать процент, "исчисленный согласно курсу соответствующей валюты, а именно установленный Национальным банком Республики Беларусь -- для национального инвестора и на Лондонском межбанковском рынке (LIВОR) -- для иностранного инвестора, за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации". Теперь же предлагается исчислять этот процент согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к той или иной иностранной валюте и он не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке. Здесь произойдет, с одной стороны, унификация, а с другой стороны, показатель процента предполагается более объективным (LIВОR) и, кроме того, снята возможность произвольного толкования (действующая редакция сформирована таким образом, что ее можно понять и так: Нацбанк может устанавливать свой процент для каждого конкретного национального инвестора).

Определенные изменения, в основном процедурного плана, вносятся в нормы, регулирующие порядок проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов. Напомним, что она необходима в тех случаях, когда предполагается господдержка таких проектов. Здесь нельзя не выразить сомнение по поводу того, что необходимо, в частности, заключение госоргана, к компетенции которого относятся вопросы, связанные с выпуском намечаемой продукции (работ, услуг). Будет ли отраслевое министерство, в подчинении которого находятся госпредприятия, заинтересовано в появлении конкурентов?

В части привлечения иностранных кредитов под гарантии правительства следует отметить новеллу о том, что в необходимых случаях будет выдаваться юридическое заключение Министерства юстиции. Думаю, что это позволит избежать субъективизма и снять некоторые спорные моменты. Однако от сотрудников Минюста потребуется весьма высокая квалификация.

Важное уточнение ст.51 заключается в том, что теперь в качестве объектов концессии прямо названы предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части. В принципе, предприятия подразумевались и в прежней редакции ст. 51, но уточнение в условиях нашего правоприменения вряд ли будет лишним. К сожалению, сегодня концессия как форма инвестиционной деятельности в Беларуси не пользуется спросом, но это зависит от обеих сторон -- и инвесторов, и государства (в первую очередь). Ведь перечень концессионных объектов утверждается правительством по согласованию с Президентом. Пока правительство лишь утвердило Порядок ведения государственного реестра концессионных договоров. Порядок есть, но объектов нет!

В ст.77 предлагается внести два очень серьезных изменения, расширяющих возможности привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, из статьи исключается "закрытый" перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций с иностранными инвестициями, то есть ограничения снимаются и теперь они могут создаваться в любой организационно-правовой форме. Во-вторых, предусмотрено, что юридические лица приобретают статус таких организаций не только с даты госрегистрации их как вновь созданных, но и с даты регистрации изменений, вносимых в учредительные документы коммерческих организаций и предусматривающих приобретение иностранным инвестором доли в размере не менее чем 20 тыс. USD в уставном фонде. Последнее весьма важно, так как снимает противоречия с Гражданским кодексом (раньше считалось, что в этом случае речь идет о создании организации).

При принятии актов, ухудшающих положение иностранных инвесторов, предлагается бесспорная норма: в течение 5 лет с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями продолжает применяться законодательство, действовавшее на дату регистрации такой организации либо на дату приобретения юридическим лицом статуса такой организации.

Согласно изменениям в ст.82 коммерческие иностранные организации получат право создавать не только дочерние и зависимые общества, но и дочерние унитарные предприятия. При этом они будут иметь статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями при условии, если размер вкладов "материнских" организаций составит не менее 20 тыс. USD в эквиваленте. На практике это означает и предоставление всех необходимых льгот и преимуществ, что чрезвычайно важно.

В отношении пересчета уставного фонда и вкладов в него теперь предлагается использовать официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения устава, а при принятии решения об увеличении уставного фонда для пересчета части, на которую он увеличен, и дополнительных вкладов, при принятии решения о приобретении статуса такой организации для пересчета вклада в уставный фонд -- на дату принятия такого решения. Это дополнение в ст.88 согласуется, как видим, с изменениями в ст.77. В ст.88 уточняется также порядок учета разницы в курсах валют при внесении денежных вкладов в уставные фонды и при принятии решений об увеличении размера уставного фонда и о приобретении юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Серьезные изменения внесены в ст. 91, где речь идет о льготах по налоговым и таможенным платежам. Они касаются как уточнения того, к каким объектам относятся ввозимые на территорию Беларуси вклады иностранных участников в уставные фонды, так и таможенного режима, их суммарной стоимости, случаев предоставления таких льгот (например, после ввода объекта в эксплуатацию и документального подтверждения этого факта таможенным органом). Уточнено также, что коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана будет уплатить налоги за период освобождения не только при ликвидации ее в период такого освобождения, но и при утрате ею такого статуса, в том числе в результате реорганизации. Здесь можно сказать лишь одно: сурово, но справедливо.

В целом принятые в первом чтении Палатой представителей изменения в Инвестиционный кодекс весьма прогрессивны и своевременны, в них максимально учтены предложения иностранных инвесторов.

УЖЕ много говорилось о том, что белорусский ИК заслуживает высокой оценки. Более того, инвестиционное законодательство Беларуси и Кодекс в частности определяют для иностранных инвесторов "режим наибольшего благоприятствования".

И все же зарубежные бизнесмены пока не очень жалуют Беларусь, а в инвестиционных рейтингах она занимает, к сожалению, невысокие места. Прямо ребус какой-то: почему при хорошем инвестиционном законодательстве столь слабые инвестиции? На самом же деле объяснения этому парадоксу есть, и мы их неоднократно давали в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям. Кстати, несмотря на некоторые претензии, полагаю, что деятельность этого Совета способствует не только налаживанию постоянного диалога между властями Беларуси и иностранными инвесторами, но и решению ряда проблем, в том числе в сфере законодательства. Во всяком случае, работающие у нас иностранные инвесторы имеют возможность вносить предложения по проектам важнейших нормативных правовых актов, регулирующих экономическую деятельность (они не всегда учитываются, но это уже другой вопрос).

Назовем еще раз причины, сдерживающие инвестиции. Это излишняя зарегулированность экономики со стороны государства; нестабильность законодательства; огромное количество подзаконных актов, часто не согласующихся с законами; своеобразная правоприменительная практика; наличие не всегда оправданных административных барьеров, связанных с входом на рынок и выходом из него (справедливости ради следует отметить, что в этом плане есть некоторый прогресс); большое количество контрольных органов с рядом крайне серьезных внесудебных полномочий -- изъятие имущества, приостановка деятельности и др.; высокие размеры штрафов и вообще возможность привлечения к ответственности без учета вины; и самое последнее, но не по значению, -- отсутствие достаточных гарантий права собственности. Отсюда следует неизбежный вывод: наличие даже самого лучшего Инвестиционного кодекса при существовании всех указанных выше обстоятельств вряд ли сможет кардинально улучшить инвестиционную привлекательность страны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений