Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №60(2557) от 12.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5797
EUR:
2.6482
RUB:
4.2321
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
23.02.2010 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инвестиции во взаимопонимание

На расширенном заседании постоянного комитета при Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ) прошло обсуждение состояния инвестиционного климата в Беларуси, последних и будущих изменений и планов государственной политики в этой области....

На расширенном заседании постоянного комитета при Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ) прошло обсуждение состояния инвестиционного климата в Беларуси, последних и будущих изменений и планов государственной политики в этой области. Заседание организовано при поддержке компании Ernst & Young и Международной финансовой корпорации (IFC).

Тенденции роста иностранных инвестиций (с 1,83 млрд.USD в 2005 г. до 9,3 в 2009 г.) обнадеживают правительство. Растет и число предприятий с зарубежным капиталом: с 3457 в 2005 г. (в т.ч. 1841 СП и 1616 иностранных предприятий) до 4880 на конец 2009 г. (в т.ч. 2704 СП и 2176 ИП). Из них около 60 — филиалы транснациональных корпораций, подчеркнул вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков. Но чтобы увеличить приток иностранного капитала, важно довести до сведения инвесторов информацию о прогрессе в либерализации экономики и создании в стране благоприятных условий для ведения бизнеса. Среди них — изменения в сфере регистрации субъектов хозяйствования, контроля, налогообложения, создание Таможенного союза и дополнительные гарантии защиты инвестиций. Эти усилия уже оценил Всемирный банк, в чьем рейтинге «Ведение бизнеса» Беларусь поднялась с 85-го на 58-е место. Правда, отметил А.Кобяков, что в связи с открытостью экономики Беларуси почувствовалось влияние мирового экономического кризиса — но лишь через проблемы на наших основных торговых партнеров. Однако антикризисные меры, охватывающие все сферы экономики, должны удержать ситуацию под контролем.

Вице-премьер выразил надежду, что в ближайшее время правительство страны выполнит поставленную задачу по вхождению в тридцатку стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса. Для этого в Беларуси будет продолжено проведение реформ.

Среди них реформа лицензирования. По словам заместителя министра экономики Андрея Тура, планируется отменить лицензии на 16 видов предпринимательской деятельности, сократив их число с 53 до 37, а по 13 видам — уменьшить число составляющих работ и услуг (в целом с 331 до 210). В итоге общее число лицензий должно сократиться на 62%, в т.ч. на 40 — благодаря отмене лицензирования розничной торговли. Новый указ будет содержать не только перечень лицензируемых видов деятельности, но и правила получения лицензий. Пообещал замминистра и немало перемен в сфере ценообразования — от сокращения перечня товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, до отмены обязательного составления калькуляций. Правда, когда это произойдет, неизвестно — план либерализации экономики на 2010 г. еще не принят. А ведь уже почти 2 месяца прошло.

Еще одним фактором, улучшающим инвестиционный климат, должны стать перемены в налогообложении. По словам замминистра по налогам и сборам Ларисы Кондратовой, налоговая нагрузка в Беларуси снизилась с 34,3% в 2005 г. (без учета ФСЗН) до 30,2% в 2009-м. А если не учитывать поступления от внешнеэкономической деятельности — то с 31,7 до 24,4%. Этого, полагает замминистра, удалось добиться за счет сокращения налоговых платежей, а также совершенствования методики их исчисления. При этом Л.Кондратова отметила роль бухгалтеров и налоговых работников, которые помогли «вычистить» вопросы, которые вызывали многочисленные толкования и сложности. Правда, с 1 января появились новые, связанные со вступлением в силу Особенной части НК. Судя по вопросам, заданным замминистра участниками заседания, их уже накопилось немало. А потому, чтобы сдвинуться с последнего места по состоянию налоговой системы в помянутом рейтинге ВБ, еще придется многое изменить.

Но никакой рейтинг не заменит инвесторам собственных ощущений. А потому особый интерес у собравшихся вызвали результаты опроса руководителей 560 организаций с иностранными инвестициями, проведенного в октябре–ноябре 2009 г. Такие опросы проводятся с 2005 г., но, пожалуй, только в прошлом году он был наиболее полным и глубоким. Руководитель исследования, доцент кафедры мировой экономики БГЭУ Елена Петрушкевич сообщила, что общая положительная оценка инвестклимата Беларуси иностранными инвесторами увеличилась в 2009 г. до 78% — на 8,9% больше, чем год назад. Число удовлетворительных оценок выросло с 57 до 63%. Разрыв между негативными и хорошими оценками снизился с 15,9 до 6,9%.

В то же время респонденты отметили значительное превышение числа факторов препятствующих (14) и не благоприятствующих (6) притоку иностранных инвестиций. Наиболее серьезный сигнал — риск непрямой экспроприации собственности. Кроме того, среди наиболее неблагоприятных факторов отмечены санкции за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (63,7%), степень бюрократизации (59,5%), уровень налоговой нагрузки (59,1%), регулирование ценообразования (54,8%), административные процедуры (53,7%).

В числе экономических факторов иностранных инвесторов привлекают квалификация рабочей силы и ее относительно низкая стоимость, доступ на рынки стран СНГ, возможности развития производства новых товаров и услуг, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики. Среди институциональных факторов более половины респондентов отметили правовое обеспечение и социальную ответственность исполнения договоров, сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране, существующую систему урегулирования споров, порядок вхождения компаний на белорусский рынок, регистрации собственности, возможность выбора организационно-правовых форм ведения бизнеса. Одновременно свыше 50% опрошенных негативно оценивают систему сбора налогов, государственного контроля и валютного регулирования, стабильность регулирования условий и порядка ведения бизнеса, уровень монополизации отраслей экономики, прозрачность изменений нормативно-правовой среды, систему гарантий защиты прав собственности, условия участия иностранного инвестора в приватизации и порядок ведения бухучета.

Инвестиционный климат Беларуси привлекателен для ПИИ, ориентированных на развитие трудоемких производств и/или основанных на возможностях импорта ресурсов и экспорта продукции в страны СНГ. При этом 49,4% опрошенных довольны условиями и результатами ведения хозяйственной деятельности в Беларуси (2008 г. — 44,4%), о расширении бизнеса думают более 62% (2008 г. — 57,5%). На первом месте среди предпочтительных способов прихода на рынок Беларуси — создание СП (45%) и нового предприятия (44%) или Greenfield-инвестиций. Менее 8% считают возможным аутсорсинг и франчайзинг и лишь 21% — покупку госпредприятия. Впрочем, и частное предприятие или его долю готовы покупать лишь 22,5%. 28% считают возможным ограничиться открытием представительства или просто экспортом товаров и услуг.

Если 74,9% инвесторов оценили улучшение условий регистрации нового бизнеса, лицензирования (45,9%), то в отношении налогообложения и проверок улучшения заметили около трети, а 56,1% и 45,2% — не чувствуют. Не видят изменений 57,1% респондентов в отношении государственных органов и чиновников к бизнесу, в развитии страхового рынка (49,4%), приобретении и аренде недвижимости (45,6%), таможенных правил и процедур (48,3%). Ухудшение условий кредитования отметили 34,4%, а развития финансового рынка 19,7% опрошенных.

Но оценки эффективности реализации льгот отличались в зависимости от региональных и местных особенностей. Центральные и западные регионы республики являются более привлекательными по оценкам инвесторов. Е.Петрушкевич отметила, что оценки респондентов существенно различаются в зависимости от длительности их работы на белорусском рынке, формы собственности, административного региона, величины и страны происхождения капитала. При этом наиболее критично настроены предприятия с опытом работы свыше 5 лет, с долей иностранной собственности выше 50%, из восточных регионов страны и Минска, малые предприятия, а также инвесторы из стран, не имеющих общей границы с Беларусью. В большинство компаний с иностранным капиталом (52,6%) инвесторы — резиденты стран — непосредственных соседей РБ, которые менее критичны к нашим условиям, чем остальные.

Поэтому улучшение инвестиционного климата РБ в целом и отдельных факторов должно развиваться в направлении реформирования государственного регулирования и дальнейшей либерализации экономики, улучшения инвестиционного законодательства и судебно-арбитражной системы. Оценили бы инвесторы и долгосрочную стратегию совершенствования торговой политики и региональной интеграции (в т.ч. со странами Евросоюза), развития инфраструктуры, сектора финансов, страховых, консалтинговых и других деловых услуг, корпоративного управления и человеческого капитала, включая изучение иностранных языков. Чтобы лучше понимать друг друга…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений