$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Инвестиции во взаимопонимание

23.02.2010

На расширенном заседании постоянного комитета при Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ) прошло обсуждение состояния инвестиционного климата в Беларуси, последних и будущих изменений и планов государственной политики в этой области. Заседание организовано при поддержке компании Ernst & Young и Международной финансовой корпорации (IFC).

Тенденции роста иностранных инвестиций (с 1,83 млрд.USD в 2005 г. до 9,3 в 2009 г.) обнадеживают правительство. Растет и число предприятий с зарубежным капиталом: с 3457 в 2005 г. (в т.ч. 1841 СП и 1616 иностранных предприятий) до 4880 на конец 2009 г. (в т.ч. 2704 СП и 2176 ИП). Из них около 60 — филиалы транснациональных корпораций, подчеркнул вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков. Но чтобы увеличить приток иностранного капитала, важно довести до сведения инвесторов информацию о прогрессе в либерализации экономики и создании в стране благоприятных условий для ведения бизнеса. Среди них — изменения в сфере регистрации субъектов хозяйствования, контроля, налогообложения, создание Таможенного союза и дополнительные гарантии защиты инвестиций. Эти усилия уже оценил Всемирный банк, в чьем рейтинге «Ведение бизнеса» Беларусь поднялась с 85-го на 58-е место. Правда, отметил А.Кобяков, что в связи с открытостью экономики Беларуси почувствовалось влияние мирового экономического кризиса — но лишь через проблемы на наших основных торговых партнеров. Однако антикризисные меры, охватывающие все сферы экономики, должны удержать ситуацию под контролем.

Вице-премьер выразил надежду, что в ближайшее время правительство страны выполнит поставленную задачу по вхождению в тридцатку стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса. Для этого в Беларуси будет продолжено проведение реформ.

Среди них реформа лицензирования. По словам заместителя министра экономики Андрея Тура, планируется отменить лицензии на 16 видов предпринимательской деятельности, сократив их число с 53 до 37, а по 13 видам — уменьшить число составляющих работ и услуг (в целом с 331 до 210). В итоге общее число лицензий должно сократиться на 62%, в т.ч. на 40 — благодаря отмене лицензирования розничной торговли. Новый указ будет содержать не только перечень лицензируемых видов деятельности, но и правила получения лицензий. Пообещал замминистра и немало перемен в сфере ценообразования — от сокращения перечня товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, до отмены обязательного составления калькуляций. Правда, когда это произойдет, неизвестно — план либерализации экономики на 2010 г. еще не принят. А ведь уже почти 2 месяца прошло.

Еще одним фактором, улучшающим инвестиционный климат, должны стать перемены в налогообложении. По словам замминистра по налогам и сборам Ларисы Кондратовой, налоговая нагрузка в Беларуси снизилась с 34,3% в 2005 г. (без учета ФСЗН) до 30,2% в 2009-м. А если не учитывать поступления от внешнеэкономической деятельности — то с 31,7 до 24,4%. Этого, полагает замминистра, удалось добиться за счет сокращения налоговых платежей, а также совершенствования методики их исчисления. При этом Л.Кондратова отметила роль бухгалтеров и налоговых работников, которые помогли «вычистить» вопросы, которые вызывали многочисленные толкования и сложности. Правда, с 1 января появились новые, связанные со вступлением в силу Особенной части НК. Судя по вопросам, заданным замминистра участниками заседания, их уже накопилось немало. А потому, чтобы сдвинуться с последнего места по состоянию налоговой системы в помянутом рейтинге ВБ, еще придется многое изменить.

Но никакой рейтинг не заменит инвесторам собственных ощущений. А потому особый интерес у собравшихся вызвали результаты опроса руководителей 560 организаций с иностранными инвестициями, проведенного в октябре–ноябре 2009 г. Такие опросы проводятся с 2005 г., но, пожалуй, только в прошлом году он был наиболее полным и глубоким. Руководитель исследования, доцент кафедры мировой экономики БГЭУ Елена Петрушкевич сообщила, что общая положительная оценка инвестклимата Беларуси иностранными инвесторами увеличилась в 2009 г. до 78% — на 8,9% больше, чем год назад. Число удовлетворительных оценок выросло с 57 до 63%. Разрыв между негативными и хорошими оценками снизился с 15,9 до 6,9%.

В то же время респонденты отметили значительное превышение числа факторов препятствующих (14) и не благоприятствующих (6) притоку иностранных инвестиций. Наиболее серьезный сигнал — риск непрямой экспроприации собственности. Кроме того, среди наиболее неблагоприятных факторов отмечены санкции за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (63,7%), степень бюрократизации (59,5%), уровень налоговой нагрузки (59,1%), регулирование ценообразования (54,8%), административные процедуры (53,7%).

В числе экономических факторов иностранных инвесторов привлекают квалификация рабочей силы и ее относительно низкая стоимость, доступ на рынки стран СНГ, возможности развития производства новых товаров и услуг, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики. Среди институциональных факторов более половины респондентов отметили правовое обеспечение и социальную ответственность исполнения договоров, сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране, существующую систему урегулирования споров, порядок вхождения компаний на белорусский рынок, регистрации собственности, возможность выбора организационно-правовых форм ведения бизнеса. Одновременно свыше 50% опрошенных негативно оценивают систему сбора налогов, государственного контроля и валютного регулирования, стабильность регулирования условий и порядка ведения бизнеса, уровень монополизации отраслей экономики, прозрачность изменений нормативно-правовой среды, систему гарантий защиты прав собственности, условия участия иностранного инвестора в приватизации и порядок ведения бухучета.

Инвестиционный климат Беларуси привлекателен для ПИИ, ориентированных на развитие трудоемких производств и/или основанных на возможностях импорта ресурсов и экспорта продукции в страны СНГ. При этом 49,4% опрошенных довольны условиями и результатами ведения хозяйственной деятельности в Беларуси (2008 г. — 44,4%), о расширении бизнеса думают более 62% (2008 г. — 57,5%). На первом месте среди предпочтительных способов прихода на рынок Беларуси — создание СП (45%) и нового предприятия (44%) или Greenfield-инвестиций. Менее 8% считают возможным аутсорсинг и франчайзинг и лишь 21% — покупку госпредприятия. Впрочем, и частное предприятие или его долю готовы покупать лишь 22,5%. 28% считают возможным ограничиться открытием представительства или просто экспортом товаров и услуг.

Если 74,9% инвесторов оценили улучшение условий регистрации нового бизнеса, лицензирования (45,9%), то в отношении налогообложения и проверок улучшения заметили около трети, а 56,1% и 45,2% — не чувствуют. Не видят изменений 57,1% респондентов в отношении государственных органов и чиновников к бизнесу, в развитии страхового рынка (49,4%), приобретении и аренде недвижимости (45,6%), таможенных правил и процедур (48,3%). Ухудшение условий кредитования отметили 34,4%, а развития финансового рынка 19,7% опрошенных.

Но оценки эффективности реализации льгот отличались в зависимости от региональных и местных особенностей. Центральные и западные регионы республики являются более привлекательными по оценкам инвесторов. Е.Петрушкевич отметила, что оценки респондентов существенно различаются в зависимости от длительности их работы на белорусском рынке, формы собственности, административного региона, величины и страны происхождения капитала. При этом наиболее критично настроены предприятия с опытом работы свыше 5 лет, с долей иностранной собственности выше 50%, из восточных регионов страны и Минска, малые предприятия, а также инвесторы из стран, не имеющих общей границы с Беларусью. В большинство компаний с иностранным капиталом (52,6%) инвесторы — резиденты стран — непосредственных соседей РБ, которые менее критичны к нашим условиям, чем остальные.

Поэтому улучшение инвестиционного климата РБ в целом и отдельных факторов должно развиваться в направлении реформирования государственного регулирования и дальнейшей либерализации экономики, улучшения инвестиционного законодательства и судебно-арбитражной системы. Оценили бы инвесторы и долгосрочную стратегию совершенствования торговой политики и региональной интеграции (в т.ч. со странами Евросоюза), развития инфраструктуры, сектора финансов, страховых, консалтинговых и других деловых услуг, корпоративного управления и человеческого капитала, включая изучение иностранных языков. Чтобы лучше понимать друг друга…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях