$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ИНВЕСТИЦИИ В ЗВЕЗДНОСТЬ©

08.05.2015

В этом году мировой объем сделок с гостиничной недвижимостью достигнет 8-летнего максимума — 65—68 млрд. USD, т.е. результат 2014 г. будет превзойден на 15%. Такие оценки международных экспертов привела на конференции «Успешный отельный бизнес» учредитель «Школы гостеприимства» Маргарита ДЕНИСОВА.

По данным экспертов, фонды прямых инвестиций из США и инвесторы Ближнего Востока останутся в числе ведущих экспортеров капитала, однако с точки зрения ежегодного роста объемов инвестируемых средств лидером будет Китай.

В Северной и Южной Америке объем сделок с гостиничной недвижимостью достигнет 34 млрд. USD, Азиатско-Тихоокеанском регионе — 8 млрд. USD, а в CEEMEA (Центральная Европа, Ближний Восток и Африка) — 25 млрд. USD. К последнему региону относится и Беларусь, так что привлекательным для инвесторов может быть и отечественный рынок. Ожидается, что в 2015 г. доходность гостиничного бизнеса вырастет на 5–8%. Но в Минске рентабельность гостиниц в нынешнем году пока составляет лишь 1,5% и перспективы ее увеличения весьма туманны.

Хотя гостиничный рынок Беларуси маленький, это не значит, что он работает по другим законам, считает М.Денисова. Так, по количеству номеров на тысячу жителей Беларусь находится в аутсайдерах — 2,3 номера на тысячу граждан. Для сравнения: в Киеве этот показатель — 4,7, в Варшаве — 5,2, Стокгольме — 23. Но средняя загрузка минских гостиниц в прошлом году составила всего 32,4%, что на 16,9% меньше, чем в 2013-м. Это и неудивительно: в 2014 г. ни одна область не выполнила план по экспорту туристических услуг, а столичные гостиницы в I квартале т.г. были заполнены лишь на треть.

Тем не менее власти Минска за последние полгода проделали огромную работу, чтобы создать современную систему гостеприимства, позволяющую проводить мероприятия мирового уровня. Минск ежегодно может принимать 1,2 млн. иностранных гостей. На 1 января т.г. в белорусской столице насчитывается 44 гостиницы, которые предоставляют размещение более чем в 5 тысячах номерах (9320 мест). Несмотря на то, что белорусский гостиничный рынок вырос вдвое, эксперты утверждают, что количество номерного фонда в сегментах 1–3 звезды недостаточно. Это значит, что основная масса туристов — пенсионеры, студенты — не выберут белорусский рынок, поскольку им нужен доступный сервис.

Чтобы исправить ситуацию, председатель Мингорисполкома Андрей Шорец поручил создать в столице туристическо-гостиничную корпорацию и агентство по туристической логистике. Сейчас разрабатывается программа позиционирования и продвижения Минска как туристического объекта на международном рынке событий и мероприятий.

Как полагают эксперты, добиться этого затруднительно, если город не будет располагать качественным номерным фондом под управлением ведущих мировых операторов. Начало положено деятельностью российских гостиничных операторов, в частности, сеть «Амакс» ведет в нашей стране 4 проекта по управлению гостиницами в Гомеле, Жлобине, Бобруйске, Могилеве. В 2016 г. вместе с новыми гостиничными объектами («Хайятт», «Мариотт», «Хилтон») на рынок придут и международные управляющие компании.

В мире, по оценкам экспертов, общая тенденция такова, что гостиничные операторы сохранят курс на экспансию в Россию и страны СНГ. Сейчас в этом регионе под иностранными брендами работают около 200 гостиниц, из них 70 — в странах СНГ (без РФ). Ожидается, что к 2020 г. откроется еще 194 гостиницы, общим номерным фондом 37 тыс. номеров, из них 59 — на 10,4 тыс. номеров в СНГ.

Если 10 лет назад в крупных российских городах генеральные менеджеры гостиниц были преимущественно иностранцы, то сегодня соотношение экспатов и местных специалистов уже достигает 80 к 20% в 5-звездочных отелях и 40 к 60% — в 4-звездочных, т.е. в России сумели вырастить собственных менеджеров. У нас этот процесс находится в самом начале. Между тем на растущем гостиничном рынке сейчас наиболее актуальны такие тенденции, как охота на квалифицированные кадры, ориентация на туристов молодого поколения («Y»). Репутация отелей все больше будет зависеть от отзывов клиентов в социальных сетях.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА