$

2.1008 руб.

2.3470 руб.

Р (100)

3.3592 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

АПК

Инвестиции в АПК: тишина над полями

07.05.2002
Оживление инвестиционной деятельности -- основное условие выхода агропромышленного комплекса страны из его сегодняшнего кризиса. В инвестициях остро нуждаются все отрасли и сферы АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли или жилищная сфера.

С 1990 по 2000гг. инвестиции в основной капитал на селе уменьшились в 5 раз, тогда как в целом по республике они за это время сократились только вдвое. Еще большее их снижение в сельском хозяйстве: с 4,4 млрд. руб. в 1990г. до 0,5 млрд. в 2000-м (в ценах 1991г.). Доля инвестиций в этот сектор экономики по отношению к инвестициям в народное хозяйство в целом сократилась за этот период с 28,8% до 6,7%.

В результате в подавляющем большинстве хозяйствующих субъектов отрасли производительные силы больше не растут. Физический износ достиг в целом по основным фондам 54,5%, а по их активной части -- 83,2%. Ощущается острый недостаток оборотных средств. Многие сельскохозяйственные предприятия поэтому не могут провести полевые работы в оптимальные сроки, что ведет к недобору сельскохозяйственной продукции.

Существенно уменьшились в сельской местности ввод в действие объектов коммунального хозяйства и строительство автодорог. Растут объемы незавершенного строительства, в котором теперь находится более 4 тыс. объектов АПК, временно приостановлено или законсервировано возведение более 800 объектов. Тем самым блокируется действие долговременных факторов развития человеческого капитала и экономического роста.

Анализ статданных сельского хозяйства показывает тесную взаимосвязь темпов роста производства валовой продукции с объемами капвложений. К примеру, при росте в 1981--1990гг. валовой продукции на 3,6% капитальные вложения увеличивались на 7%. Отсюда вывод: невозможно рассчитывать на то, что сельское хозяйство выйдет из кризиса, не увеличивая объемы инвестиций.

Крайне важно переоснастить сельское хозяйство на основе внедрения новейших технологий, что является приоритетной задачей государства. В отрасли на единицу вновь создаваемой стоимости требуются значительно большие затраты по сравнению с промышленностью, что тем более обусловливает необходимость в государственной поддержке сельского хозяйства. По нашим исследованиям, объем его ежегодного прямого бюджетного финансирования не должен быть меньше вклада отрасли в экономику страны.

На нынешнем этапе необходимо расширение системы лизинговых операций, способствующих модернизации и техническому переоснащению производства; привлечение местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции; льготное налогообложение субъектов хозяйствования; введение фиксированных отчислений от импортных пошлин и направление их на инвестиции в сельское хозяйство.

Механизм государственной поддержки должен реализоваться на законодательной основе и в равной мере касаться всех сельскохозяйственных организаций, имеющих право на ее получение. Помощь только эффективным собственникам или выделение ее на конкурсной основе, по нашему мнению, малоперспективны.

В УСЛОВИЯХ рыночной экономики наряду с государством в роли инвесторов выступают сельскохозяйственные организации, предприятия других сфер АПК и частные лица. Учитывая относительно низкую доходность комплекса, прежде всего сельского хозяйства, необходимы совместные усилия всех участников этого процесса. Кроме того, целесообразно привлечение зарубежного капитала.

Наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств внутренних и внешних инвесторов является создание на базе сельскохозяйственных организаций с низким уровнем платежеспособности предприятий с учетом иностранного капитала. В качестве первоначальной формы образования таких предприятий целесообразна передача государственных и коллективных сельскохозяйственных организаций в аренду физическим или юридическим лицам с правом выкупа имущества по его рыночной стоимости. При этом инвесторам может быть предоставлено право отсрочки выкупа имущества -- до 5 лет с момента регистрации предприятия, а передача земли в аренду целесообразна на длительный срок -- до 99 лет.

Однако передача имущества коллективного предприятия и земли должна осуществляться с учетом интересов всех работников, а также пенсионеров. Этому должно предшествовать распределение имущества на доли, а земли -- на паи. В результате работник будет иметь право выбора -- сдать свой имущественный и земельный пай в аренду, продать его, вести на своем земельном участке собственное производство или же вступить (с согласия инвестора) во вновь организуемое предприятие.

При таком подходе будут защищены интересы не только инвестора и товаропроизводителя, но и государства, т.к. вместо постоянной поддержки хронически убыточных хозяйств оно получит возможность пополнять бюджет за счет налогов юридических и физических лиц.

Без приватизации земли и имущества крестьянам арендуемого внешним инвестором сельскохозяйственного предприятия остается лишь одно -- быть наемными работниками. Осуществление таких преобразований в сельском хозяйстве в массовом масштабе не может быть оправдано, поскольку оно противоречит выбранному пути развития -- становлению социально ориентированной рыночной экономики.

ЦЕЛЕСООБРАЗНО также "задействовать" землю, которая в условиях рыночных отношений при комплексной земельной реформе может стать важнейшим инвестиционным ресурсом. Реформа предполагает не только деление земли на паи, но и ее стоимостную оценку, расширение границ частной собственности, постепенное введение рынка земли. Тем самым наше сельское хозяйство станет более привлекательным для инвесторов, включая зарубежных.

Ипотечный кредит на основе залога земли широко применяется во всем мире, так как она -- высоколиквидный фактор производства. Однако в наших условиях такой формы кредитования пока нет из-за отсутствия правовой базы. А ведь ипотека могла бы стать важным источником инвестирования сельского хозяйства.

Было бы целесообразно высокорентабельным (не менее 25%) сельскохозяйственным организациям дать право закладывать землю зарубежным кредиторам. Ускоренное техперевооружение таких предприятий способствовало бы росту качества и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда. С другой стороны, про- изошла бы замена бывших в употреблении, но еще не полностью изношенных технических средств. Тем самым было бы положено начало широкому развитию рынка подержанной техники, в которой остро нуждаются предприятия с низким уровнем экономического развития, а также крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подворья сельчан, которые зачастую не в силах приобретать новую дорогостоящую технику.

СЛЕДУЕТ отметить, что нельзя рассчитывать только на внешних инвесторов. Инвестировать производство должны и сами сельхозпроизводители. А для этого необходимо повысить роль собственных источников сельскохозяйственных организаций (прибыли и амортизационных отчислений) в восстановлении основных средств и их наращивании, что возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.

Требуется разрешить свободное ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Только тогда появится объективная оценка эффективных сфер приложения капитала, начнется более активное его привлечение в аграрную отрасль, что скажется на оживлении производства в целом. В результате выиграют не только товаропроизводители, но и государство.

Что касается гарантированных цен на продукцию госзаказа, то они не должны быть ниже рыночных. В этом случае госзаказ на сельскохозяйственную продукцию станет играть роль экономического рычага, стимулирующего развитие производства.

Внутренними инвесторами в аграрное производство должны быть прежде всего финансово благополучные сельскохозяйственные предприятия. Повысить инвестиционную активность способны крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, а также перерабатывающие и торговые организации. Инвестировать сельскохозяйственное производство могут поставщики ресурсов для АПК (топлива, удобрений, техники). Вкладывать капитал в сельское хозяйство должны областные и районные администрации, заинтересованные в сохранении занятости и доходов сельского населения, а также в надежном обеспечении региона продуктами питания.

Активизации инвестиционной деятельности должно способствовать развитие рынка ценных бумаг как средства мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов, осуществления крупных проектов. В настоящее время его доля в финансировании инвестиций удручающе мала -- менее 1% общего объема капиталовложений в основной капитал.

С целью привлечения иностранных инвесторов в перерабатывающую промышленность целесообразна продажа им акций, в первую очередь государственного пакета. Предприниматели смогут более рационально распорядиться собственностью предприятия, направляя капитал в обновление производственно-технического потенциала отрасли.

ОДНИМ из важнейших путей привлечения инвестиций является создание различных интеграционных структур, в т.ч. аграрных финасово-промышленных групп.

В этой связи государство должно стимулировать развитие кооперативно-интеграционных процессов в аграрном секторе. В последнее время работа в данном направлении активизировалась, что связано с принятием Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001--2005гг., одобренной Указом Президента от 2001-05-14г. N 256, в которой развитие кооперации и интеграции рассматривается в качестве важнейшего направления аграрной политики. Предприятия перерабатывающей промышленности, а также крупные предприятия промышленного животноводства (свинокомплексы, птицефабрики) стремятся обеспечить себя гарантированными поставками сырья, что вынуждает их организовывать различные интеграционные объединения с производителями сельскохозяйственной продукции.

Для стимулирования создания на базе крупных перерабатывающих предприятий холдингов целесообразно уменьшать для них налогооблагаемую прибыль на суммы, которые предприятия расходуют на расширение и технологическую модернизацию своих сырьевых зон. Эти средства, размеры которых должны быть законодательно определены, должны использоваться строго на покупку акций (паев) сельскохозяйственных организаций, аренду земли и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий зоны.

Многие проблемы с привлечением инвестиционных средств в реальный сектор экономики, в т.ч. сельское хозяйство, были бы сняты, если бы государству удалось задействовать валютные накопления населения. Для этого нужно установить ставки по долгосрочным вкладам, превышающие уровень инфляции, и предоставить гарантии возврата вложенных средств. Было бы, на наш взгляд, целесообразно по валютным вкладам населения установить процентные ставки на уровне, близком к ставкам коммерческих банков. При этом важно сохранить тайну вкладов, отказаться от декларирования доходов, предоставить гарантии государства по своевременному возврату вложенных средств, легализовать доходы населения и тем самым восстановить его доверие к финансовым структурам и государству в целом.

Александр ШПАК, заместитель директора Белорусского научно-исследовательского института аграрной экономики, доктор экономических наук;

Автор публикации: Казимир РАХАТКО,член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, аспирант