Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Промышленность
06.05.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инвестиции и инновации – за казенный счет

В центре внимания на пленарном заседании Белорусского промышленного форума, проходящего в Минске, были вопросы инвестиций в модернизацию и инновационное развитие. При этом главным источником финансирования многие руководители по-прежнему считают господдержку.

В центре внимания на пленарном заседании Белорусского промышленного форума, проходящего в Минске, были вопросы инвестиций в модернизацию и инновационное развитие. При этом главным источником финансирования многие руководители по-прежнему считают господдержку.

«Сбой» отечественной промышленности, длящийся последние 3 года, сменяется восстановлением, пытался уверить участников форума заместитель премьер-министра Владимир Семашко. Правда, по итогам I квартала т.г. тоже наблюдается спад на 4,3% к аналогичному периоду 2014 г., но в феврале–марте наметилась положительная динамика. А потому есть надежда до конца года выйти из рецессии на заданные показатели.

Причину нынешнего спада В.Семашко видит в прошлых недоработках, из-за которых экономика страны оказалась «неприспособленной» к устойчивости при «чрезвычайных обстоятельствах». Собственно, «чрезвычайщина», по мнению замглавы правительства, связана в основном с тем, что у многих предприятий продукция по привычке ориентирована на постсоветское пространство и не востребована на более развитых рынках. А все потому, что многие предприятия не утруждали себя «инновационным и инвестиционным развитием», довольствуясь основными фондами времен СССР, не вкладывали денег в развитие.

Как принятая программа на 2016–2020 гг., так и рассматриваемые сейчас правительством бизнес-планы системообразующих предприятий и программа и развития промышленности до 2030 г. ориентированы на инновационно-инвестиционное развитие, заявил заместитель премьер-министра.

ПО МНЕНИЮ В.Семашко, в республике, несмотря на высокие ставки по кредитам, выстроена система поддержки инноваций. Ее основой теперь станет недавно подготовленная программа инновационного развития на 2016–2020 гг. Проекты, которые поддержит государство, должны отвечать трем критериям: новизна производимой продукции для страны, не менее 50% продаж на экспорт, не менее 60 тыс. USD в год выработки на одного человека. Последний показатель соответствует европейскому, у нас он пока в 2,5 раза ниже, но догнать Европу вполне возможно, полагает В.Семашко. В качестве примера он привел «Ивацевичдрев», где выработка на 1 человека выросла с 23,4 тыс. USD до 191 тыс. USD, т.е. в 8 раз. А потому заместитель премьер-министра «спокойно относится» к критике за результаты модернизации деревообрабатывающей промышленности: «если бы мы этого не сделали, то потеряли бы отрасль».

Теперь наступает новый этап аттракциона бюджетной щедрости. В рамках программы инновационного развития на весь период открытой кредитной линии государство берет на себя уплату процентов, а в некоторых случаях – обеспечивает первый авансовый платеж в размере 15%. По особо важным проектам с длительной окупаемостью правительство обещает взять на себя и погашение половины самого кредита.

Такие прецеденты уже были. Например, чтобы обеспечить конкурентоспособность БелАЗов, государству при­шлось выделить 400 млн. EUR на создание производства крупногабаритных шин, сообщил В.Семашко. Он также рассказал о программе развития Минского моторного завода до 2030 г., предусматривающей освоение новых моделей двигателей, «пусть не очень инновационных», но востребованных нашим машиностроением и необходимых для экспорта. Чтобы систематизировать схемы под­держки инвестпроектов, подготовлен соответствующий проект указа.

Финансирование проектов, включаемых в госпрограммы на конкурсной основе, будет осуществляться через Банк Развития. По мнению В.Семашко, это весьма положительное обстоятельство, поскольку речь идет о структуре, способной распределять полученные «бесплатно» из бюджета деньги на кредиты под 5–6%, а иногда и 1–4% годовых. При этом определять получателей таких ресурсов будет межведомственная комиссия при Минэкономики. Предполагается, что критериями отбора проектов станут эффективность с точки зрения сроков окупаемости, рентабельности, экспортоориентированности.

ВПРОЧЕМ, многим производителям больше приходится рассчитывать на свои силы. В 2011–2015 гг. предприятия Минпрома направили на формирование основного капитала более 3 млрд. USD, что составляло ежегодно 5–7% выручки, отметил заместитель министра промышленности Павел Утюпин. Есть хорошие примеры небольших производств: от выпуска фар в Рудинске до таких значимых проектов, как мелкосортный стан на БМЗ. Есть и глобальный проект по выпуску легковых автомобилей, следующая цель – создание рынка автокомпонентов для них. Ведутся переговоры с иностранными компаниями для повышения локализации выпускаемых в республике машин.

Все предприятия сталкиваются со значительным фактором неопределенности развития и изменениями конъюнктуры мирового рынка, пожаловался замминистра, но без техперевооружения результаты могли быть еще хуже. К примеру, в ряде стран металлургические заводы иногда просто закрываются, а БМЗ живет. Теперь в его планах – строительство нового завода по выпуску специальных и нержавеющих сталей мощ­ностью 300 тыс. т в год.

Другие предприятия относятся к инвестпроектам довольно настороженно, отметил П.Утюпин, а потому объемы инвестиций у всех разные. Стимулировать их активность в Минпроме по-прежнему надеются за счет бюджета. Например, разрабатываемая госпрограмма развития машиностроения призвана, с одной стороны, систематизировать меры гос­поддержки, а с другой – «обязать предприятия к достижению результатов», в т.ч. обеспечить удвоение наукоемкости, рост добавленной стоимости и экспорта.

Таким образом, власти уверены, что «хоронить» флагманы отечественного машиностроения не придется. Выжить им помогут очередные проекты тех­перевооружения и модернизации. Остается уточнить, найдет ли государство на все это деньги в карманах налогоплательщиков.

В РАМКАХ исполнения гос­программы инновационного развития на 2011–2015 гг. было создано 191 новое предприятие, сообщил заместитель председателя ГКНТ Андрей Косовский. Из них на проектную мощность вышли 112. Создано 19 тыс. новых рабочих мест. Объем инвестиций, направленных на реализацию проектов программы, составил около 77 трлн., в т.ч. 11% – из бюджета. При этом объем производства инновационной продукции достиг 107,7 трлн. Br, экспорт готовой продукции – 1,2 млрд. USD.

В госпрограмму инновационного развития на 2016–2020 гг. включены 66 проектов, а ее общая стоимость составляет 160,9 трлн. Br, уточнил А. Косовский. Из них 900 млрд. планируется получить в этом году из централизованного инновационного фон­да. Концентрации на «прорывных» направлениях поможет трансфер неиспользованных средств местных инновационных фондов в централизованный фонд. Соответствующий механизм будет закреплен путем внесения изменений в Указ от 7.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов». Еще одним источником средств может стать Рос­сийско-белорусский фонд вен­чурных инвестиций. Предполагается, что он позволит стимулировать привлечение в рес­публику не менее 50 млн. USD частных внутренних и внешних инвестиций на реализацию инновационных проектов, основанных на разработках белорусских ученых.

Заметим, что возможность использования иных источников финансирования, вроде выпуска акций, облигаций и депозитарных расписок, создания совместных предприятий с участием транснациональных корпораций и т.п., на пленарном заседании форума даже не упоминалась. Наши промышленники живут в реальном мире и хорошо знают, что, пока предприятия остаются под контролем государства, ему же и придется быть их основным, если не единственным, инвестором.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by