Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Глобализация
04.06.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Интересы в новой реальности

Брюссельский Центр Европейской политики прогнозирует, что Беларусь вполне способна реализовать свой шанс на вступление в ЕС к 2025г...

Брюссельский Центр Европейской политики прогнозирует, что Беларусь вполне способна реализовать свой шанс на вступление в ЕС к 2025г. Столько времени потребуется на подготовку экономики страны к общим требованиям, включающим защиту демократии, формирование рыночной экономики, развитие способности действовать в условиях конкуренции, содействовать свободе движения труда, капитала, товаров, услуг. 
 
Европейский союз стал вторым после России крупнейшим партнером нашей страны. По итогам прошлого года товарооборот Беларуси с ЕС в новых границах составил 6,2 млрд. USD, или 29% общего объема внешнего товарооборота (в рамках ЕС-15 этот показатель был равен 19%), в т.ч. экспорт - 3,6 млрд. USD, импорт - 2,6 млрд. USD. Положительное сальдо - 968 млн. USD - 96% его величины со странами вне СНГ.
 
Однако если своевременно не принять адекватных мер, расширение Евросоюза таит в себе серьезные потенциальные угрозы для развития экономики Беларуси в ближайшей и среднесрочной перспективе.
 
Об этом размышляет ректор БГЭУ, профессор Владимир ШИМОВ.

По мнению ученого, можно выделить ряд факторов. Во-первых, ухудшение условий экспорта нашей продукции в такие страны, как Латвия, Литва и Эстония, вызванное повышением в них ввозных пошлин в связи с переходом на единый таможенный тариф Евросоюза.

Во-вторых, снижение конкурентоспособности отечественных товаров в сравнении с аналогами из стран ЦВЕ и Балтии на внешних рынках неизбежно при либерализации торговых режимов с третьими странами.

В-третьих, реализация ограничительных мер, действующих в отношении Беларуси, способна существенно повлиять на экспорт ряда товаров. Так, введение антидемпинговых пошлин на хлористый калий приведет к прекращению его поставок, например, в Польшу. При этом возможные потери страны оцениваются в 100 млн. USD ежегодно.

В-четвертых, ужесточение технических и технологических стандартов и требований осложнит экспорт продукции белорусской машиностроительной и пищевой промышленности.

В-пятых, затруднят внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий принятые в ЕС стандарты, процедуры сертификации, требования к маркировке и упаковке продукции. В этом же ряду стоят санитарные и экологические требования, нормы безопасности, ограничивающие экспорт в Евросоюз продукции третьих стран. Этот фактор может негативно отразиться и на объемах транспортных услуг, оказываемых белорусскими перевозчиками.

Серьезные потенциальные угрозы для экспорта белорусской продукции на рынки стран таятся и в протекционистских мерах, реализуемых в интересах своих производителей. В первую очередь - государственного субсидирования, ориентированного как на поддержку национального производителя, так и на стимулирование экспорта.

В последние годы Европейский союз декларирует отказ от таких форм активизации экономической жизни, однако во многих странах они по-прежнему применяются. Значимость экономических интересов нашей страны на рынках, наличие весомых угроз развитию потенциала экономического сотрудничества двух партнеров требуют выработки оптимальной модели взаимодействия Евросоюза и Беларуси. Экономическая составляющая такой модели может выглядеть таким образом:

1. В контексте новых реалий политика игнорирования Беларуси Союзом должна быть заменена политикой последовательного и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Конечная цель ее - демонтаж барьеров в торговле, смягчение визовых режимов, распространение на ближайших соседей четырех ключевых принципов функционирования экономики ЕС: свободы перемещения товаров, услуг, капиталов и людей.

2. Последовательный переход в сотрудничестве от режима наибольшего благоприятствования к формированию зоны свободной торговли. Набор инструментов разнообразен: это и придание экономикам стран-соседей рыночного статуса; и сокращение перечня товаров, облагаемых пошлиной; и снижение уровня таможенных пошлин; и сокращение нетарифных мер, применяемых в отношениях между ЕС и странами-соседями.

Проводником такой политики Евросоюза по отношению к Беларуси может стать Польша, о чем свидетельствуют ее инициативы, предложенные в проекте "Восточное измерение".

3. Долговременной целью трансформации отношений между странами-соседями должно стать создание Общеевропейского экономического пространства (ОЕЭП). Как промежуточный шаг можно рассматривать вхождение на первом этапе ряда стран в состав Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Для нашей страны важно определиться с перспективами вхождения в ОЕЭП в связи с тем, что сегодня Россия и ЕС активно прорабатывают этот вопрос только для РФ.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by