$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ИНТЕГРАЦИЯ ЗАКУПОК И КОНКУРЕНЦИЯ ПО ЗАКОНУ

26.08.2011

Новая нормативная база по регулированию госзакупок, соответствующая Соглашению о государственных (муниципальных) закупках в рамках ЕЭП от 9.12.2010 г., должна быть утверждена в Беларуси до конца текущего года, сообщила на брифинге в Минске заместитель начальника управления торговли и государственных закупок Минэкономики Татьяна КОЗЛОВСКАЯ.

В основу этой базы будет положен закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Его проект уже подготовлен и находится в настоящее время в Совмине. Документ разрабатывался в Минэкономики при участии рабочей группы из представителей других ведомств, а также Национальной академии наук, БГУ, НИАП «Стройэкономика», МАЗа, Минского электротехнического завода им. В.Козлова. Он согласован с КГК, Совбезом, ВХС, Советом по развитию предпринимательства, республиканскими органами госуправления, облисполкомами и Мингорисполкомом, заверила Т.Козловская.

Правда, у разработчиков остались некоторые разногласия. В частности, они касаются перечня товаров (работ, услуг), приобретение которых можно осуществлять на внеконкурсной основе — с применением процедуры закупки из одного источника. Речь идет о ремонте (модернизации) спецтехники, товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности судов, НИР и НИОКР собственного производства организаций, находящихся в подчинении концерна «Беллегпром», МЧС, Минэнерго. Ведомства желают сохранить отдельное регулирование закупок для некоторых отраслей (строительство, фармакология), право представления конкурсных документов и конкурсных предложений на бумажных носителях, ввести исключительно денежный залог в качестве аукционного обеспечения и т.п.

Таким образом, реформа действующей системы госзакупок устраивает не всех. Особенно не по душе новшества тем, кто знает, как сегодня без особых усилий можно получить доступ к казенным средствам. Скажем, в 2010 г. объем госзакупок в Беларуси, как сообщила Т.Козловская, составил 7 млрд. USD — 15% национального ВВП, причем почти половина проведенных процедур — неконкурентные. Например, по данным Минэкономики, 67,8 тыс. процедур закупок (35,1% общего количества) проводилось из одного источника, еще 12% — по процедуре переговоров, а на долю конкурентных процедур (открытые конкурсы и запросы ценовых предложений) в стоимостном выражении приходилось лишь 24%. Похожая структура была и в предыдущие годы.

Неэффективное использование бюджетных средств осложняет Беларуси сотрудничество со Всемирным банком. А ратифицировав Законом от 28.12.2010 № 211-З Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (далее — Соглашение), республика вынуждена срочно — до 1.01.2012 г. — гармонизировать национальное законодательство с Россией и Казахстаном.

В законопроекте, как сообщила Т.Козловская, прежде всего учтено требование по введению единого порядка госзакупок. Таким образом, придется отказаться от нынешней модели, основанной на функционировании двух автономных механизмов, регламентированных Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 20.12.2008 № 1987, и Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 3.03.2005 № 235.

Доминирующей процедурой госзакупок станет электронный аукцион (ЭА). Он будет применяться, как предполагается, при закупке больше половины всего объема товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем, установленным Соглашением. По мнению Т.Козловской, практическое освоение этой процедуры в 2011 г. назначенными правительством операторами осуществляется в заданном режиме — объявлено около 150 ЭА, правилам торгов обучено 6 тыс. специалистов, порядка 700 организаций аккредитовано на электронных площадках.

Открытый конкурс и запрос ценовых предложений сохранятся, но их применение будет ограничено. Например, вторая процедура будет использоваться при незначительной стоимости закупок (предположительно — 1 тыс. базовых величин).

Закупка из одного источника сможет применяться при приобретении товаров (работ, услуг) по определенному перечню. Он включает 22 позиции, в т.ч. приобретение ценных бумаг или доли в уставном капитале юридических лиц, товаров, работ и услуг для осуществления оперативно-розыскной деятельности, права природопользования, услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников за рубежом и т.д.

Исчезнут процедуры переговоров и оформления конкурентного листа. Это приведет к 2–2,5-кратному росту открытых процедур, что повысит рейтинг конкурсной системы Беларуси, отметила Т.Козловская.

Изменение отечественного законодательства в соответствии с Соглашением потребует корректировки более 50 ранее принятых нормативных актов, в т.ч. тех, которые до сих пор ограничивали доступ к госзакупкам частным и зарубежным компаниям и нерезидентам.

Впрочем, в Минэкономики рассчитывают, что экономические издержки этого шага, допускающего на белорусский рынок госзакупок компании из стран-партнеров по ТС, компенсируются выгодами от открытия для отечественных предприятий рынков госзакупок Казахстана и России, объем которых составляет 8 и 120 млрд. USD соответственно. Правда, какую долю мы там займем, никто предсказать не берется.

Иван МИХАЛЕВИЧ