Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Интеграция
01.12.2009 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Интеграция союзного права

Шестое заседание объединенной коллегии министерств юстиции государств — участников Союзного государства состоялось в Минске 26 ноября 2009 г.Объединенная коллегия является постоянно действующим совещательным органом, обеспечивающ...

Шестое заседание объединенной коллегии министерств юстиции государств — участников Союзного государства состоялось в Минске 26 ноября 2009 г.

Объединенная коллегия является постоянно действующим совещательным органом, обеспечивающим координацию и взаимодействие органов и учреждений юстиции двух стран, реализацию нормативных правовых актов и решений органов Союзного государства в пределах компетенции министерств юстиции.

В заседании приняли участие представители министерств юстиции Беларуси и России, Постоянного комитета Союзного государства, а также посольства РФ в Беларуси. Участники обсудили широкий круг вопросов правового сотрудничества двух стран.

Наше имя — Беларусь

Министерство юстиции РБ предложило обсудить правовые аспекты использования субъектами Российской Федерации правильного названия нашей страны. В соответствии с Конституцией и Законом от 19.09.1991 № 1085-XII наша страна называется «Республика Беларусь», а в сокращенных и составных названиях — «Беларусь».

Между тем в российском законодательстве и в официальной переписке нередко используются неофициальные названия — «Республика Белоруссия», «Белоруссия».

Министр юстиции РФ Александр Коновалов пообещал, что его ведомство проведет экспертизу нормативных правовых актов госорганов по этому вопросу, а также направит письма в Администрацию Президента и Правительство России с разъяснением порядка правильного употребления официального названия Беларуси. На пресс-конференции по итогам заседания А.Коновалов пояснил, что это вопрос не полемический, а сугубо технический. С ним согласен и министр юстиции Беларуси Виктор Голованов, подчеркнувший, что такое решение не приурочивалось к какому-либо событию, а планировалось заранее.

В свою очередь, А.Коновалов заверил, что употребление названия «Белоруссия» не признак пренебрежения по отношению к братскому государству. Это лишь историческая привычка. Правда, министр не гарантирует, что все СМИ будут называть республику правильно — от привычки журналистам и прочим гражданам сразу отказаться сложно. Но в работе чиновников и при составлении официальных документов категорически недопустимо употребление неофициального названия Республики Беларусь, подчеркнул А.Коновалов.

Отметки в паспортах

Участники обсудили также вопрос исполнения межправительственного соглашения о взаимном внесении отметок о заключении или расторжении брака в паспорта граждан двух государств.

Сейчас в Беларуси 17-20% браков (т. е. каждый пятый) регистрируется с россиянами. И если у белорусов есть только один паспорт гражданина РБ, в который и вносятся отметки, то у наших соседей наряду с внутренним общегражданским паспортом может быть и заграничный. Кстати, именно по ним почти 6 тыс. россиян постоянно проживает в Беларуси. Было принято решение ставить в общегражданские паспорта штампы о браке и разводе.

Союз против коррупции

Российская сторона выступила с инициативой организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Союзного государства подобно тому, как это делается в России в отношении национального законодательства. Выявление 17 коррупционных факторов (их 3 группы: факторы, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти, факторы, связанные с правовыми пробелами, и факторы системного характера) позволяет на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов исключать из них нормы и положения, которые в будущем могут быть использованы в коррупционных целях.

В Беларуси в настоящее время наряду с юридической экспертизой нормативных правовых актов проводится только криминологическая экспертиза проектов законов и поэтому российский опыт может быть полезен.

«Настоящих коррупционеров мы ловим и сажаем очень мало, — признал Александр Коновалов. Вопрос в уничтожении финансово-экономической базы. Не секрет, что успешно выявляемые коррупционные схемы заканчиваются посадкой лишь нескольких наиболее активных виновников. А вся сеть целиком, которая годами питалась за счет того или иного чиновника, остается нетронутой. 2-3 человека уходят на почетную пенсию и живут там припеваючи. До сих пор мы должным образом не научились уничтожать экономический эффект от деятельности коррупционеров, находить и конфисковывать их собственность, их международные связи и активы». Министр юстиции России считает, что по всем этим направлениям борьбы с коррупцией у наших стран есть широкое поле для сотрудничества.

Министр юстиции РБ Виктор Голованов считает, что необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о введении понятия «коррупционный проступок» и уточнить перечень коррупционных преступлений. В классическом понимании коррупция — это сращивание госаппарата с организованной экономической преступностью, создание преступной группы. А сейчас по нашему законодательству любые преступления должностных лиц, связанные с использованием служебного положения, трактуются как коррупционные.

Этот вопрос будет обсуждаться на уровне экспертов России и Беларуси, чтобы установить целесообразность введения и проведения усилиями министерств юстиции двух стран антикоррупционной экспертизы НПА в рамках Союзного государства.

На коллегии обсуждались также порядок аккредитации судебно-экспертных лабораторий и ряд других вопросов.

Татьяна АБРАМОВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений