$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Интеграционная утилизация©

11.02.2014

 

Утилизационный сбор с колесных транспортных средств, придуманный в России еще в 2012 г., добрался и до Беларуси. Указом Президента от 4.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее — Указ № 64) он вводится в нашей стране с 1 марта 2014 г.

Декларируется, что утилизационный сбор вводится в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Впрочем, мало кто сомневается, что этот платеж придуман российскими чиновниками для компенсации снижения ввозных таможенных пошлин на транспортные средства при вступлении в ВТО. Таким образом, россияне обеспечили защиту своих автопроизводителей в 2012 г., а теперь помогать им будет и Беларусь, в ВТО до сих пор не вступившая.

Хитрость заключалась в том, что российские производители, в отличие от импортеров, могли не платить утилизационный сбор, если брали на себя обязательства обеспечить утилизацию выпущенных машин в будущем. О подобной льготе удалось договориться и белорусским производителям, реализующим свою продукцию в России. Таким образом, ни для тех, ни для других после введения сбора ничего не изменилось.

Однако Евросоюз увидел в утилизационном сборе дискриминацию своих производителей и инициировал судебную процедуру о соответствии этого платежа нормам ВТО. В результате России пришлось с 1 января 2014 г. отменить все льготы по уплате сбора, а их примеру вынуждены следовать партнеры по Таможенному союзу. Так аналогичный платеж появился и в Беларуси.

В соответствии с Указом № 64 утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое произведенное на территории Беларуси транспортное средство, виды и категории которых перечислены в приложении к данному акту. При этом не имеет значения, отчуждается транспортное средство или используется производителем для собственных нужд, — уплата сбора должна быть произведена не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем его отгрузки (передачи). По технике, отчуждаемой за пределы Беларуси, сбор не уплачивается.

Кроме того, сбор уплачивается за каждое включенное в приложение к Указу № 64 транспортное средство, ввозимое (ввезенное) в Беларусь:

– в качестве товара для личного пользования, выпускаемое в целях обращения без ограничений по пользованию и распоряжению — до его выпуска;

– в случае помещения его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления — до помещения под эту процедуру;

– с территорий государств — членов ТС, если он подлежит госрегистрации на территории Беларуси — до такой регистрации.

Плательщиками сбора признаются юридические и физические лица, включая ИП, которые либо произвели транспортное средство в Беларуси и осуществили его отчуждение (используют для собственных нужд), либо ввезли в соответствии с указанным выше порядком, либо приобрели в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление ввезенное транспортное средство, в отношении которого сбор не был уплачен. Таким образом, при дальнейшей перепродаже автомобиля, по которому уплата уже произведена, повторно сбор не взимается.

Базовые ставки сбора и коэффициенты к ним поручено определить Совмину. Как заявил замминистра промышленности Геннадий Свидерский, суммы сбора будут полностью унифицированы с действующими в России. Более того, базовые ставки сбора установлены в российских рублях и составляют 20 тыс. RUB для легковых автомобилей и 150 тыс. RUB для легких коммерческих и грузовых автомобилей. Таким образом, рассчитать необходимые платежи при производстве или ввозе ТС можно уже сейчас, руководствуясь постановлением правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Так, на легковые автомобили в возрасте менее 3 лет, ввозимые физическими лицами для личного пользования (вне зависимости от объема двигателя), устанавливается коэффициент 0,1 к базовой ставке, и 0,15, если он старше 3 лет. Это означает, что сумма сбора на относительно новую машину составит 2 тыс. RUB, а постарше — 3 тыс.

Автопроизводители будут исчислять сумму сбора как произведение базовой ставки сбора, определяемой в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка на день уплаты утилизационного сбора, и применяемого коэффициента. Взимание сбора производится налоговыми органами, которым субъекты хозяйствования будут предоставлять налоговые декларации (расчеты) по утилизационному сбору.

С остальных плательщиков взимать сбор будут таможенные органы, а размер платежа исчисляется как произведение его базовой ставки в белорусских рублях по курсу Нацбанка на день принятия таможенным органом расчета утилизационного сбора, и применяемого коэффициента.

Формы налоговой декларации и расчета, а также порядок их заполнения и представления предстоит утвердить МНС и ГТК.

Освобождаются от уплаты сбора по автомобилям, произведенным на территории Беларуси, организации, обязавшиеся в установленном Совмином порядке обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Возможно, именно поэтому в Минпроме надеются, что введение сбора не скажется на ценах на автомобили, по крайней мере, на экспортных поставках. Сбудутся ли эти надежды, и во что обойдется производителям такое обязательство, мы со временем узнаем.

Сложнее дело обстоит с импортерами автомобилей. Г.Свидерский пообещал, что с введением с 1 марта т.г. утилизационного сбора будут снижены ставки ввозных таможенных пошлин на транспортные средства для юридических лиц. Хочется верить, что это компенсирует расходы на уплату сбора и не приведет к новому рывку цен. В то же время, по оценкам специалистов, автодилеры, занимающиеся ввозом подержанных автомобилей, будут вынуждены свернуть свой бизнес из-за слишком высоких коэффициентов к ставкам на такие транспортные средства.

В заключение отметим, что в соответствии с Указом № 94 уплаченные в бюджет суммы сбора при принятии транспортных средств к бухгалтерскому учету (принятии ИП к учету) в качестве основных средств у плательщиков, которые их ввезли, подлежат отнесению на увеличение их стоимости, а при принятии к учету в иных случаях — включаются в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и расходов, учитываемых ИП при исчислении подоходного налога. У физических лиц, уплативших сбор, при предоставлении им имущественного налогового вычета по подоходному налогу его сумма включается в состав расходов, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества.

Действие Указа не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на Беларуси и выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до вступления его в силу.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях