Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Консультации
07.10.2005 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инструментом мошенника

может стать доверенность в процедурах банкротства...

может стать доверенность в процедурах банкротства

Директор юридического лица выдал одному из работников доверенность на совершение имущественных сделок от имени этого предприятия. Впоследствии предприятие было объявлено экономически несостоятельным, а полномочия по его руководству переданы антикризисному управляющему.

Уже в процессе конкурсного производства выяснилось, что работник, которому была выдана доверенность, совершил ряд сделок по продаже имущества предприятия без разрешения управляющего, что привело к критической ситуации с удовлетворением требований кредиторов. Имел ли право работник, действующий по доверенности, совершить подобные сделки?

Ф.КОНОВОД, г.Брест

Да, лицо, действовавшее по доверенности, имело право заключить сделки и , к сожалению, до прекращения действия доверенности будет иметь право их совершать. В результате - масса нешуточных конфликтов и хозяйственных споров. В целом вопрос этот сейчас актуален, и прежде всего потому, что до конца нашим законодательством не урегулирован.

Гражданским кодексом (ст.186) предусматривается, что доверенностью признается письменное полномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в предусмотренном порядке.

При этом Кодекс устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда действие доверенности прекращается (ст. 189):

1) истечение срока доверенности;

2) отмена доверенности лицом, выдавшим ее;

3) отказ лица, которому выдана доверенность;

4) прекращение юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

5) прекращение юридического лица, которому выдана доверенность;

6) смерть гражданина, выдавшего доверенность, объявление его умершим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

7) смерть гражданина, которому выдана доверенность, объявление его умершим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Ст.90 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" говорит, что со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства:

лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем организации-должника, должно отстранить этого руководителя от работы по такому договору на срок, определяемый хозяйственным судом в соответствии с законодательством;

приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом, права руководителя должника по непосредственному управлению должником (за исключением прав руководителя должника по осуществлению контрольных функций), исполняющего обязанности не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами (далее - отстранение от должности руководителя должника);

управление делами должника возлагается на управляющего;

приостанавливаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия;

полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Законом к другим лицам (органам);

совершение сделок, связанных с имуществом, допускается только в порядке, установленном Законом.

С одной стороны, анализ ст. 186 Гражданского кодекса и ст. 90 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" позволяет утверждать, что доверенность, выданная бывшим руководителем (и главным бухгалтером) от имени юридического лица другому лицу, будет действительна до тех пор, пока не наступит одно из обстоятельств, перечисленных в ч.1 ст.186, независимо от введения какой-либо процедуры банкротства в отношении предприятия, выдавшего доверенность.

Следовательно, сделки от имени предприятия после открытия конкурсного производства может совершать не только управляющий, но и любое другое лицо, имеющее соответствующую доверенность предприятия-должника. Поскольку это лицо может не являться ни руководителем, ни органом управления юридического лица, то на него не будут распространяться ограничения, установленные ст. 90 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", за исключением того, что совершение сделок с имуществом предприятия-должника должно осуществляться в соответствии с требованиями этого Закона. Такая ситуация вполне возможна, например, в случаях, когда собрание или комитет кредиторов разрешили управляющему продать имущество (или его часть) или уступить права требования предприятия-должника без проведения торгов (абзац 9 ст. 131, ст.ст. 142, 143 Закона). Но вместо управляющего сделку по продаже имущества совершило лицо, действующее на основании доверенности. При этом интересы доверенного лица и управляющего могут не только не совпадать, но и коренным образом отличаться.

Можно пока только порекомендовать управляющим внимательно изучать документы, касающиеся выдачи доверенностей предприятием-должником. И с момента открытия конкурсного производства в отношении должника отменять действие всех доверенностей, выданных этим юридическим лицом, чтобы избежать ненужной "конкуренции".

С другой стороны, устанавливая в ст. 90 Закона ограничение полномочий руководителя, органов управления и собственников предприятия, законодатель, надо полагать, все же стремился максимально оградить предприятие от влияния бывшего руководства, передав полномочия по управлению и распоряжению имуществом предприятия-должника внешнему управляющему.

Хотя законодательство и не содержит такого понятия, как дееспособность юридического лица, но анализ нормы ст. 90 Закона о банкротстве, касающейся приостановления полномочий органов управления юридического лица и отстранения руководителя, приводит к сравнению с ограничением дееспособности у граждан, которое автоматически влечет прекращение действия выданной гражданином доверенности.

Законодатель, на мой взгляд, все же не учел возможных негативных последствий, связанных с предоставлением полномочий по доверенности, и этим пробелом могут воспользоваться недобросовестные лица. Поэтому считаю, что ч.1 ст. 186 Гражданского кодекса можно было бы дополнить еще одним, восьмым, основанием для прекращения действия доверенности:

8) открытие процедуры конкурсного производства в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении юридических лиц, указанных в ч.1 ст. 61 настоящего Кодекса или индивидуального предпринимателя.

Гражданский кодекс закрепил норму, согласно которой права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о  прекращении ее срока действия, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц (ч.2 ст. 190). Поэтому сейчас управляющему во избежание неблагоприятных последствий необходимо выявить всех лиц, которым выданы доверенности, и известить их об аннулировании этих доверенностей. Если бы, повторяю, в ч.1 ст.186 Гражданского кодекса были внесены соответствующие дополнения, то с момента опубликования объявления об открытии конкурсного производства в отношении должника можно было бы считать действие выданных доверенностей прекращенным, поскольку поверенные должны были узнать об этом из печати, а требование об опубликовании объявления об открытии конкурсного производства в отношении должника является обязательным и содержится в ст.ст. 17 и 90 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений