Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №73(2669) от 26.09.2023 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1498
EUR:
3.4355
RUB:
3.348
Золото:
192.6
Серебро:
2.37
Платина:
93.17
Палладий:
127.09
Назад
Факты, комментарии
03.02.2015 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНСТРУКЦИЯ ПО СТАБИЛЬНОСТИ©

В бизнес-союзы поступил проект Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год. Как видно из названия, обширный документ, состоящий из 7 глав, не является антикризисным планом — потому как у нас нет кризиса, а лишь «воздействие резкого негативного изменения внешней экономической среды и условий торговли» на нашу открытую и экспортоориентированную экономику.

В бизнес-союзы поступил проект Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год. Как видно из названия, обширный документ, состоящий из 7 глав, не является антикризисным планом — потому как у нас нет кризиса, а лишь «воздействие резкого негативного изменения внешней экономической среды и условий торговли» на нашу открытую и экспортоориентированную экономику.

Но мы не отступаем и не сдаемся перед давлением извне: «несмотря на нестабильность развития мировой экономики, сужение рынков основных торговых партнеров, глубокую девальвацию их национальных валют (применительно к белорусскому рублю обидное слово «девальвация» в проекте не употребляется), обострение конкуренции на традиционных внешних рынках, снижение мировых цен на нефть — в стране не допущено рецессии, из года в год обеспечивается экономический рост, сохраняется социальная стабильность». Авторы проекта скромно умолчали, что пока остальной мир благополучно выходил из глобального кризиса, с 2010 г. эти темпы резко упали и их размер, с точки зрения современной экономической науки, не обеспечивает развитие стран еmerging мarkets, в т.ч. Беларуси. Объяснения, почему мы с завидной регулярностью переживаем события, которые в любой иной стране назвали бы кризисом, в проекте тоже нет. Взамен записано намерение «активизировать новые факторы экономического роста, адекватные изменившимся внешним условиям», а также провести структурные преобразования (как они понимаются нашим правительством). Несмотря на «радикальное ухудшение внешнеэкономической обстановки», для этого имеются необходимые и достаточные условия, говорится в проекте.

Провозглашенные в проекте задачи, цели и механизмы их реализации в основном повторяют Программу деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, и другие программы и планы, принимавшиеся Совмином и Нацбанком в последние 4 года. Наиболее заметная разница — отсутствие каких-либо цифр. В проекте почти нет никаких значений показателей, на которые власти надеются вывести экономику в текущем году (кроме снижения энергоемкости ВВП и создания предприятий в рамках региональной политики). Между тем очевидно, что в нынешних условиях все определенные на текущий год параметры бюджета и прогноза социально-экономического развития, как и исходные данные для их расчета, нуждаются в серьезной корректировке. Ее отсутствие превращает проект в набор лозунгов. Исключение составляет раздел отраслевой политики, где привычно перечисляются проекты строительства и модернизации отдельных предприятий, — без указания источников финансирования. Впрочем, в жилищном строительстве предлагается внедрять прогрессивные внебюджетные схемы, типа системы жилищных стройсбережений и ипотеки (в который раз?), а рынок арендного жилья развивать за счет средств субъектов хозяйствования. Видимо, авторы проекта полагают, что после случившихся под Новый год дисбалансов денег у предприятий и населения предостаточно — самое время вкладывать.

ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ задачей в проекте числится обеспечение макроэкономической сбалансированности, снижение негативного влияния внешних шоков на валютный рынок. В частности, запланировано восстановить доверие к национальной валюте как средству долгосрочных сбережений, обеспечить превышение доходности срочных рублевых депозитов над валютными, добиться дедолларизации экономики, расширив сферу использования белорусского рубля в качестве средства обращения, платежа и меры стоимости, сохранить и наращивать уровень золотовалютных резервов. Для этого решено проводить жесткую денежно-кредитную и бюджетную политику и гибкое курсообразование, кредитовать госпрограммы и мероприятия в рамках имеющихся ресурсных возможностей с приоритетным направлением средств на экспортоориентированные и быстроокупаемые проекты, исключить квазифискальные бюджетные операции, а также поддерживать ликвидность банков исключительно на рыночных принципах. Надо полагать, дефицит оборотных средств и неплатежи рассосутся сами собой — в проекте о них ничего не сказано.

Вторая задача — создать условия для перехода в 2016–2020 гг. к однозначным темпам роста инфляции. Для этого предлагается достичь ценовой стабильности «в условиях выравнивания ценовых дисбалансов потребительского рынка и нейтрализации негативных факторов, стимулирующих инфляционные процессы», добиться стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента при высоком уровне обслуживания. Власти намерены следовать путем проведения жесткой монетарной и сбалансированной валютной политики, ликвидации барьеров для входа и осуществления добросовестной предпринимательской деятельности, развития конкурентной среды, оперативного проведения антимонопольных расследований, в т.ч. для пресечения ценовых сговоров и монопольных цен, развития механизмов товарных интервенций для балансировки спроса и предложения на рынке без резкого увеличения цен, совершенствования тарифной политики в сфере естественных монополий, ужесточения контроля за уровнем и структурой их затрат, поэтапного сокращения бюджетного и перекрестного субсидирования.

В числе приоритетов упомянуты повышение конкурентоспособности налоговой системы и усиление ее стимулирующей функции, а также упрощение налогового администрирования и контроля. Впрочем, такие меры, как поэтапный переход к исчислению налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости имущества и увеличение ставок этого и земельного налогов в отношении объектов, относящихся к высокодоходным сферам деятельности, вряд ли похожи на снижение фискального бремени.

ВО ВНЕШНЕЙ торговле власти намерены осуществить «экспортный маневр» с целью переориентации товарных потоков на новые перспективные рынки при сохранении присутствия на традиционных. Это не исключает углубления интеграции в рамках ЕАЭС — «при упреждающем отстаивании национальных интересов». Новинка здесь — идея переговоров о формировании зоны свободной торговли с государствами ЕАСТ, АСЕАН. Попытки завоевать рынки Юго-Восточной Азии делались и ранее — без особого успеха — и ясно, что они будут продолжены. Гораздо интереснее, что мы предложим Норвегии, Швейцарии, Исландии и Лихтенштейну и как посмотрит на такие переговоры Россия?

Из проекта неясно, каким образом будут реализованы планы повышения эффективности использования инвестиций и привлечения иностранного капитала. Будем надеяться, что как-то поможет новая стратегия привлечения ПИИ до 2020 г. и декрет о создании дополнительных условий для осуществления инвестиций. Но их только планируется разработать и принять, что бывает порой делом долгим. Пример тому — проекты законов «О государственно-частном партнерстве» и «О саморегулируемых организациях», обеспечить принятие которых обещается до сих пор.

Также в очередной раз обещано повысить эффективность макроэкономического планирования и госуправления, в частности, перейти к индикативному планированию и прогнозированию, оптимизировать организационную структуру и функции госуправления, усовершенствовать отраслевое регулирование, сформировать высокопрофессиональную госслужбу.

ОСНОВНЫМ направлением структурных реформ провозглашается повышение потенциальных темпов экономического роста при минимизации кризисных явлений (которые только здесь и упомянуты) и дисбалансов. При этом ставятся задачи всемерного развития конкуренции, повышения эффективности госпредприятий (посредством стимулирующей регуляторной среды, а также через меры микроэкономического характера, направленные на повышение инициативности руководителей, развитие частного сектора и обеспечение макроэкономической сбалансированности). Достичь этого планируется путем разделения функций государства как регулятора и как собственника, совершенствования государственного регулирования экономики, подходов к управлению госсобственностью, формирования эффективных рынков и конкурентной среды, обеспечения социальной поддержки населения, а также исключения структурных факторов, негативно воздействующих на макроэкономическую сбалансированность. Поскольку конкретные мероприятия по решению перечисленных задач в программе не названы, можно лишь гадать, каким образом они будут решаться.

Заметим, что слово «приватизация» в проекте не упомянуто ни разу — как и вопросы сокращения роли государства в экономике и гарантии защиты частной собственности. Взамен авторы проекта призывают повысить отдачу от использования государственного имущества — улучшить корпоративное управление и владельческий надзор на госпредприятиях, избавлять их от социальной сферы, создавать новые холдинги, расширять применение аутсорсинга (помянутого в проекте аж 5 раз), консалтинга, инжиниринга, совершенствовать нормативную базу лизинга и т.п. По-видимому, все нереализованные в предыдущие годы прожекты должны воплотиться в жизнь именно теперь.

Развитие национальной инновационной системы сводится к преобразованию Госкомитета по науке и технологиям в министерство инновационного и технологического развития, наделению НАН функциями государственного регулирования в области нано- и биотехнологий, робототехники. Будут сняты ограничения на занятие предпринимательской деятельностью для научных работников. Кроме того, обещается господдержка колл-центров, бизнес-инкубаторов и стартапов. О возможности привлечения других источников не упоминается.

НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ провозглашается цель развития финансового рынка. Хочется видеть его конкурентоспособным, стабильным и информационно прозрачным, ставится задача развивать его инфраструктуру, создать целостную систему финансовых институтов, внедрить новые финансовые инструменты, расширить круг его участников, усовершенствовать регулятивные и надзорные функции. Все это не раз провозглашалось в различных программах и стратегиях, но так и осталось на бумаге — до тех пор, пока интересы и права частных инвесторов не станут абсолютным приоритетом деятельности государства.

Столь же декларативным выглядит раздел, посвященный совершенствованию механизмов господдержки. Власти в последние годы неоднократно обещали концентрировать ресурсы только на приоритетных направлениях, обеспечить равнодоступность господдержки для предприятий всех форм собственности, конкурсный подход и т.п. Механизмы субсидирования реального сектора экономики в любом случае придется приводить в соответствие с обязательствами, взятыми в рамках ЕАЭС. Предлагается отказаться от индивидуального подхода к оказанию господдержки, установленного Указом от 28.03.2006 № 182, предоставлять бюджетные средства только в рамках приоритетных госпрограмм, установить закрытый перечень форм участия государства в их реализации, перевести порядок предоставления отсрочек, рассрочек по налогам, налоговых кредитов на уровень налогового законодательства.

ПОСЛЕ жестких заявлений и не менее резких действий, предпринятых властями в декабре–январе, весьма неожиданно выглядит намерение придать новый импульс реализации принципов и требований, закрепленных Директивой № 4, и укрепить диалог власти и бизнеса. Однако набор предлагаемых для этого мер в основном тоже повторяет прежние обещания: перевести «наиболее востребованные» административные процедуры в электронную форму взаимодействия, допустить малый и средний бизнес к распределению кредитных и иных ресурсов, госпоставкам, объявить мораторий на введение новых налогов и сборов, а также на изменение порядка их исчисления, сделась полноценным функционирование современных финансовых институтов, включая гарантийные, венчурные, инвестиционные и инновационные фонды, закрепить обязанности по отчуждению (передаче в долгосрочную аренду) арендуемого более 3 лет госимущества. Особенно вдохновить предпринимателей должны планы установления ответственности чиновников за неисполнение решений, принятых в целях совершенствования бизнес-климата, повышения роли Совета по развитию предпринимательства и общественно-консультативных советов, внедрения обязательной оценки регуляторного воздействия для проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы бизнеса. Хочется, чтобы эти пункты начали действовать прямо сейчас и желательно задним числом — чтобы дать оценку актам вроде Указа № 567 или постановления № 1207.

В заключение в проекте предусматривается персональная ответственность чиновников за реализацию механизмов достижения поставленных целей и задач, своевременную и качественную подготовку и внесение проектов законов и иных нормативных актов. Впрочем, если что-то опять не заладится, в реальности отвечать за просчеты, как обычно, будут своими сбережениями и благосостоянием бизнес и население...

Леонид ФРИДКИН

(Продолжение темы на с. 4)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by