Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инструкция о банковском переводе:— есть изменения

Постановлением Правления Нацбанка от 21.02.2017 № 73 (далее – постановление № 73), большинство положений которого вступают в силу с 4 июля 2017 г., внесены изменения в Инструкцию о банковском переводе, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2001 № 66 (далее – Инструкция).

Общие положения

Согласно действующей редакции ч. 1 п. 2 Инструкции под электронным сообщением понимается сообщение в электронном виде, связанное с осуществлением банком банковских операций или содержащее информацию о проведенных переводах денежных средств, другую информацию о предоставляемых и предоставленных услугах банка, которое передается (принимается) посредством систем дистанционного банковского обслуживания в соответствии с договором между банком и клиентом с соблюдением процедур безопасности. С 4 июля 2017 г. электронным будет считаться сообщение, сформированное с помощью программно-аппаратных средств и технологий (ПТС), применяемых по соглашению банка с клиентом, и содержащее информацию, необходимую для осуществления банковского перевода, сведения об исполнении платежных инструкций, состоянии счетов, иные сведения, предусмотренные условиями договора, заключенного между банком и клиентом.

В настоящее время в п. 3 Инструкции установлено, что расчетные документы (т.е. платежные инструкции инициаторов банковского перевода в виде платежного поручения, платежного требования либо платежного ордера) могут быть оформлены на бумажном носителе либо в виде электронных расчетных документов. При этом четко регламентировано, какая платежная инструкция на каком бланке, приведенном в виде приложения к Инструкции (на бумажном носителе), должна оформляться. Кроме того, определено, что форма внешнего представления электронных расчетных документов должна строго соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению расчетных документов на бумажном носителе.

К иным документам, предусмотренным Инструкцией (далее – иные документы), требования не столь строги: они могут оформляться на бумажном носителе, в виде электронных документов или электронных сообщений.

Отметим также, что представление расчетных и иных документов на бумажном носителе в обслуживающие банки в количестве экземпляров, необходимом для осуществления операций, если иное не установлено Инструкцией, сейчас является обязательным.

С 4 июля 2017 г. документооборот не будет столь жестко регламентирован. В соответствии с новой редакцией п. 3 Инструкции платежные инструкции, а также иные документы формируются и представляются в банки на бумажном носителе, в виде электронных документов или электронных сообщений посредством систем дистанционного банковского обслуживания. При этом способ формирования платежных инструкций (документ, оформленный на бумажном носителе, электронный документ, электронное сообщение), вид системы дистанционного банковского обслуживания определяются законодательством или договором, заключенным между банком и клиентом.

Определенные послабления к оформлению расчетных документов предусмотрены и в новой редакции п. 5 Инструкции. В ней, в частности, установлено, что с 4 июля 2017 г. расчетные документы должны содержать реквизиты и отметки согласно приложениям 1–3 к Инструкции, которые изложены в новой редакции и содержат:

– перечень реквизитов расчетных документов (приложение 1);

– перечень отметок, проставляемых на расчетных документах (приложение 2);

– описание реквизитов расчетных документов (приложение 3).

Иными словами, формы расчетных документов, жестко закрепленные в приложениях 1–3, с указанной даты отменяются: каждый банк сможет разработать свои собственные формы, обеспечив наличие в них обязательных реквизитов и отметок, перечисленных в указанных приложениях. Соответственно исключаются приложения 8–10 к Инструкции, в которых в настоящее время приводятся эти перечни и описание.

Исключение составляют лишь формы платежных ордеров (см. ниже).

Все расчетные документы, кроме платежного ордера, в виде электронного документа должны создаваться и воспроизводиться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА) Нацбанка, устанавливающими требования к процессам создания и воспроизведения на бумажном носителе электронных документов, используемых для совершения бан­ковских операций. При этом их оформление на бумажном носителе нужно будет осуществлять по фор­мам внешнего представления электронных расчетных документов, предусмотренным ТНПА Нацбанка.

Расчетные документы, оформленные на бумажном носителе, а также электронные расчетные документы, воспроизведенные на бумажном носителе (далее – копия расчетного документа), за исключением сводного платежного поручения и платежного ордера, должны сохранять форму, целостность и не превышать размера листа формата А4 (210 x 297 мм), а чтение их реквизитов не должно быть затруднено. В настоящее время такое требование установлено только в отношении бланков расчетных документов.

Кроме того, из п. 5 Инструкции исключаются жесткие требования к размерам полей бланков расчетных документов, установленных в миллиметрах, которые предусмотрены в приложениях 5–7 к Инструкции (вместе с этими приложениями).

Уменьшаются размеры как некоторых интервалов между элементами расчетных документов, так шрифтов, используемых для их заполнения. С 4 июля 2017 г. при оформлении расчетного документа на бумажном носителе или воспроизведении на бумажном носителе электронного расчетного документа с применением ПТС:

– расстояние между линиями, обозначающими границы заполняемого поля по вертикали, и символами, определяющими значение реквизита, должно быть не менее 9 пт (сейчас – не менее 12 пт), а расстояние между строками соответствовать одному межстрочному интервалу;

– используемые шрифты должны быть размером не менее 9 пт (сейчас – не менее 12 пт), сходными с гарнитурой шрифта Times New Roman в обычном начертании текстового редактора Microsoft Word либо в аналогичных текстовых редакторах (сейчас использование аналогичных шрифтов не предусмотрено). Наклонные шрифты по-прежнему использовать будет запрещено.

Сохранена норма, согласно которой платежные ордера должны быть оформлены:

– по форме согласно приложению 4 к Инструкции – при проведении международных и внутренних банковских переводов;

– по форме согласно приложению 41 к Инструкции – при проведении внутренних банковских переводов.

При этом сами приложения 4 и 41 к Инструкции хоть и излагаются в новой редакции, фактически не меняются, а из п. 5 Инструкции исключается норма, согласно которой размеры полей платежного ордера определяются банком самостоятельно, равно как и требования к размерам полей платежного поручения, платежного требования и платежного ордера, установленные в настоящее время в приложениях 8–10 к Инструкции (сами эти приложения также исключаются).

В то же время основные правила оформления расчетных и иных документов, установленные п. 6 Инструкции, сохранены. Как и сейчас, такие документы должны оформляться на белорусском или русском языке, если иное не установлено Инструкцией. В соответствующих полях расчетного документа, иных документах информация может указываться в виде условных обозначений (буквенного или цифрового кода), перечень и расшифровка которых устанавливаются банком с учетом требований законодательства. Допускается сокращение текста, не затрудняющее (не искажающее) его понимания, в т.ч. с применением общеизвестных аббревиатур.

В новой редакции ч.ч. 4 и 5 п. 7 Инструкции уточняется, что документы, предусмотренные ч.ч. 1–3 данного пункта (оформленные на бумажном носителе платежные поручения, платежные требования, постоянно действующие платежные поручения, реестры платежных требований и т.д.) и сформированные в виде электронных документов, подписываются электронными цифровыми подписями (подписью) должностных(ого) лиц(а) юридического лица, электронными цифровыми подписями индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката, физического лица, уполномоченных(ого) лиц(а) банка при осуществлении переводов от имени банка. Те же документы, предусмотренные ч.ч. 1–3 п. 7 Инструкции и сформированные в виде электронных сообщений, должны будут подтверждаться юридическими лицами, уполномоченными(ым) лицами(ом) банка при переводах от имени банка, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, физическим лицом с применением ПТС (в настоящее время такое требование отсутствует).

Что касается копий электронных расчетных документов, воспроизведенных на бумажном носителе (сейчас здесь говорится об электронных расчетных документах, выведенных на бумажном носителе), то они должны будут содержать обязательные реквизиты (за исключением оттиска печати, подписей, инициалов и фамилий плательщика, бенефициара, взыскателя) и отметку банка в виде оттиска штампа (далее – штамп банка) или отметки банка, выполненные ПТС, содержащие дату исполнения (обработки), наименование и код банка, номер ответственного исполнителя (штампа банка), при необходимости иные реквизиты (в настоящее время требования к информации, содержащейся в отметке банка, отсутствуют), определяемые банком с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации (ч. 2 п. 10 Инструкции).

Уточняется перечень данных, которые необходимо проставлять на платежных инструкциях и иных документах, поступивших в банк на бумажном носителе, при их исполнении (обработке) (п. 14 Инструкции). Как и сейчас, на них нужно будет проставлять дату поступления, штамп банка, который содержит дату исполнения (обработки) платежной инструкции и иного документа, наименование и код банка, номер ответственного исполнителя (штампа банка), при необходимости иные реквизиты, определяемые банком. На исполненных платежных инструкциях и иных документах, поступивших в банк на бумажном носителе, дополнительно нужно будет проставлять подпись ответственного исполнителя.

Кроме того, в новой редакции п. 14 Инструкции устанавливается, что при исполнении (обработке) платежных инструкций и иных документов, поступивших в банк в виде электронных документов, электронных сообщений, фиксируются дата и время поступления указанных документов, дата исполнения (обработки), номер ответственного исполнителя (штампа банка) и (или) идентификатор автоматизированной системы банка, осуществившей операцию.

Платежное поручение

Как и сейчас, согласно ч. 1 п. 29 Инструкции клиент с 4 июля 2017 г. сможет оформить платежное поручение на перевод банку-получателю денежных средств, предназначенных для зачисления на счета или выплаты бенефициарам – физическим лицам, по списку, который представляется плательщиком в банк-отправитель вместе с платежным поручением или в банк-­получатель при наличии между плательщиком и бан­ком-­получателем договора, регулирующего вопросы зачисления и (или) выплаты банком денежных средств физическим лицам.

При этом п. 29 Инструкции дополняется нормой, в соответствии с которой для зачисления денежных средств по операциям с физическими лицами может использоваться сборный лицевой счет или счет, предназначенный для учета средств на временной основе. При этом номер соответствующего счета должен быть указан в платежном поручении согласно требованиям нормативных правовых актов Нацбанка.

Еще одно дополнение п. 29 Инструкции: в случае совпадения банка-отправителя и банка-получателя в одном лице список бенефициаров – физических лиц может представляться по договору, заключенному между банком и клиентом, без платежного поручения. При этом запись «Приложение к платежному поручению от ___ ____________ 20__ г. № ___» может не производиться. Списание денежных средств со счета плательщика в этом случае осуществляется посредством платежного ордера.

В п. 32 Инструкции уточняется, что плательщики на основании заключенных договоров могут передавать списки в банк не только в виде электронных документов, но и в виде электронных сообщений. Порядок передачи списков и ответственность за нарушение условий их передачи по-прежнему будут определяться в договорах между банком и плательщиком с учетом требований законодательства.

Кроме того, Инструкция дополняется п. 321, регламентирующим порядок оформления сводного платежного поручения. В соответствии с ним в случаях, предусмотренных договором, заключенным между банком-отправителем и плательщиком, либо в случаях, определенных банком-отправителем, плательщик может предоставить в банк-отправитель платежное поручение на перевод денежных средств в пользу нескольких бенефициаров – физических лиц, имеющих счета в банке-отправителе или ином банке, называемое сводным платежным поручением. В нем указываются наименование и номер счета плательщика, фамилии, собственные имена, отчества (если таковые имеются) и номера счетов бенефициаров – физических лиц в банке-отправителе или ином банке в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Нацбанка, суммы переводов по каждому бенефициару – физическому лицу, иная необходимая ин­формация, определяемая банком с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации. Форма сводного платежного поручения определяется ТНПА Нацбанка, устанавливающими требования к процессам создания и воспроизведения на бумажном носителе электронных документов, используемых для совершения банковских операций.

При переводе денежных средств в иные банки банк-отправитель на основании сводных платежных поручений формирует межбанковские платежные поручения.

Согласно уточнению, внесенному в п. 34 Инструкции, в целях осуществления многоразовых платежей в пользу одного или нескольких бенефициаров платежные инструкции могут быть выданы плательщиком банку-отправителю либо в виде постоянно действующего платежного поручения, которое составляется по форме, разработанной банком с указанием обязательных реквизитов, предусмотренных для платежных поручений, и представляется в банк-отправитель на бумажном носителе в одном экземпляре, если иное не установлено в договоре между банком и клиентом, либо в виде электронного документа (как установлено сейчас), либо в виде электронного сообщения.

Платежное требование
с акцептом плательщика

В соответствии с ч. 1 п. 47 Инструкции банк-отправитель исполняет электронное платежное требование на основании либо полученного от плательщика заявления на акцепт, которое представляется на бумажном носителе в двух экземплярах, если иное не установлено договором между банком и клиентом, либо в виде электронного документа (как в настоящее время), либо в виде электронного сообщения.

При этом в ч. 3 п. 47 Инструкции уточняется, что при приеме заявления на акцепт ответственный ис­полнитель банка-отправителя на всех экземплярах проставляет отметки, предусмотренные п. 14 Ин­струкции (см. выше). Плательщику направляется второй экземпляр заявления на акцепт, если иное не предусмотрено договором, заключенным между плательщиком и банком-отправителем. Порядок принятия заявления на акцепт, поступившего в виде электронного документа, электронного сообщения, а также порядок его отзыва и изменения определяется договором, заключенным между банком и плательщиком. При этом порядок изменения заявления на акцепт из п. 47 Инструкции исключается (он также должен определяться указанным договором).

Бесспорный порядок
списания денежных средств

В ч. 1 п. 54 Инструкции вносится дополнение, согласно которому с 23 марта 2017 г. (после официального опубликования постановления № 73) взыскание денежных средств в бесспорном порядке на основании исполнительных документов не только судов общей юрисдикции, но и нотариусов, судебных исполнителей, может осуществляться с конверсией, покупкой, продажей, на основании исполнительных документов Минфина и его территориальных органов, главных финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых и таможенных органов, органов, ведущих административный процесс, территориальных органов Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (ранее последние в Инструкции не упоминались), банков, являющихся уполномоченными органами по бесспорному взысканию платежей в бюджет в соответствии с законодательными актами, – с продажей. При этом, как и ранее, должен использоваться обменный курс, установленный банком-отправителем для осуществления валютно-обменных операций с участием юридических или физических лиц на дату списания денежных средств со счета плательщика, а ответственность за обоснованность предъявления исполнительных документов с конверсией, покупкой и продажей несет взыскатель.

Аналогичное дополнение относительно исполнительной надписи нотариуса с указанной даты вносится и в п. 55 Инструкции, регламентирующий порядок бесспорного списания денежных средств в пользу нерезидента, не имеющего счетов в банке-резиденте.

Порядок проведения операций с расчетными документами,
помещенными в картотеку

В ч. 3 п. 82 Инструкции уточняется, что срок нахождения расчетных документов в картотеке составляет 90 календарных дней с даты помещения расчетного документа в картотеку. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий (выходной) день, расчетные документы подлежат изъятию из картотеки на следующий за ним рабочий день.

Как и сейчас, в случае приостановления исполнения платежного требования по судебному постановлению банк-отправитель должен будет известить об этом банк, обслуживающий взыскателя. При этом в период приостановления исполнения платежное требование вместе с исполнительным документом и документом о приостановлении взыскания будет находиться в картотеке, но не более 90 календарных дней (сейчас – не более 6 месяцев) с даты помещения платежного требования в картотеку.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений