Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Иностранные юрлица, товарные знаки и налоги

Белорусское предприятие заключило договор с германской фирмой о регистрации его белорусского товарного знака в Германии и ряде европейских стран. Ежемесячно по счетам (инвойсам), выставляемым фирмой-нерезидентом, предприятием оплачиваются официальные...
Белорусское предприятие заключило договор с германской фирмой о регистрации его белорусского товарного знака в Германии и ряде европейских стран. Ежемесячно по счетам (инвойсам), выставляемым фирмой-нерезидентом, предприятием оплачиваются официальные патентные пошлины и сборы, которые фирма-нерезидент платит в патентные ведомства стран в связи с регистрацией товарного знака, гонорары патентных поверенных в странах патентования, а также расходы иностранных патентных поверенных на международную почтовую и телефонную связь. Какими нормами белорусского законодательства регулируются такие взаимоотношения? Что является налогооблагаемой базой для исчисления налога на доходы иностранного юридического лица?

При налогообложении доходов, получаемых иностранным юридическим лицом из источника в РБ, следует руководствоваться положениями ст.10 Закона "О налогах на доходы и прибыль" (далее -- Закон), Перечнем доходов иностранных юридических лиц, подлежащих налогообложению в качестве "других доходов", утв. постановлением Кабинета Министров от 26.06.96г. N 492 (с учетом изменений и дополнений), а также положениями международных налоговых соглашений, которые имеют приоритетное значение в случае расхождения с положениями белорусского законодательства.

Статьей 10 Закона предусмотрено налогообложение доходов иностранных юридических лиц, полученных в качестве платежей за использование или предоставление права использования товарного знака. Таким образом, объект налогообложения возникает, если иностранное юридическое лицо предоставляет право использования товарного знака белорусскому резиденту.

Положения указанного Закона не противоречат положениям Соглашения СССР и ФРГ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 24.11.81г.

Что касается платы за официальные патентные пошлины и сборы, и прочие расходы, связанные с регистрацией товарного знака белорусского предприятия за границей, то эти суммы в Беларуси налогами не облагаются.

Белорусская организация покупает у немецкой фирмы ноу-хау и техническую документацию. Лицензионный контракт заключен в представительстве этой фирмы в Минске. Доходы по данному контракту не связаны с деятельностью немецкой фирмы через постоянное представительство.

Можно ли оплатить поушальный платеж по данному контракту на счет представительства фирмы в РБ? Какие налоги при этом нужно платить через минское представительство?

Какие налоги возникнут для немецкой фирмы при переводе суммы поушального платежа на счет в Германию? Существует ли разница в налогообложении доходов, получаемых за ноу-хау и техническую документацию?

Применяется ли в данном случае соглашение об избежании двойного налогообложения?

В соответствии со ст.10 Закона "О налогах на доходы и прибыль" (далее -- Закон) доходы, возникающие у нерезидента из источников в РБ и представляющие собой платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в том числе ноу-хау), рассматриваются в рамках понятия "роялти" и подлежат налогообложению по ставке 15%, если такие доходы не связаны с деятельностью через постоянное представительство.

Налоговые обязательства у нерезидента возникают с начислением платежа. Налог удерживается и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем начисления платежа. При этом порядок перечисления денежных средств не меняет налоговых обязательств получателя дохода.

Ноу-хау представляет собой информацию, необходимую для промышленного воспроизведения продукта или процесса, т.е. такую информацию, без которой нельзя изготовить тот или иной продукт или понять принципы функционирования процесса. В контракте ноу-хау одна из сторон сообщает другой свои специальные знания и опыт, остающиеся закрытыми для широкой публики. Информация может передаваться на бумажном или ином носителе. Поэтому если речь идет о передаче информации (ноу-хау) в виде технической документации, то ноу-хау и техническая документация не могут рассматриваться раздельно.

Если международным договором установлены иные нормы, применяются положения такого договора.

Согласно ст.9 Соглашения между СССР и ФРГ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 24.11.81г., которое в настоящее время применяется в РБ, термин "лицензионные платежи" включает любые денежные суммы, выплачиваемые за информацию о промышленном, торговом или научном опыте (ноу-хау).

Соглашением предусматривается налогообложение таких доходов только в стране постоянного местопребывания получателя лицензионных выплат, то есть в Германии. При этом п.4 упомянутой статьи оговаривается, что такой налоговый режим применяется лишь в том случае, если право или имущество, на основании которых осуществляются лицензионные выплаты, не связано с деятельностью через постоянное представительство.

Для получения данной льготы необходимо подтверждение компетентного налогового органа Германии о постоянном местопребывании немецкой компании. Порядок предоставления освобождения от уплаты налога изложен в главе 7 "Специальные положения" Методических указаний ГГНИ "По исчислению налога на доходы и прибыль иностранных юридических лиц" от 21.05.96г. N 14 (с изменениями и дополнениями) (далее -- Методические указания).

Белорусская организация в апреле 2002 года поставила на экспорт в Польшу товар (запасные части к оборудованию), однако по вине субпоставщика были нарушены сроки изготовления товара, что привело к срыву сроков экспортной поставки. Задержка сроков экспортной поставки повлекла выплату иностранному покупателю штрафных санкций в соответствии с условиями внешнеторгового контракта. Следует ли начислять налог на доходы со штрафных санкций? Если да, то в какие сроки его следует вносить в бюджет?

Налогообложение доходов иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельности в РБ через постоянное представительство, регулируется ст.10 Закона. Данной статьей предусматривается налогообложение в качестве "других доходов" тех доходов иностранных юридических лиц, которые определены постановлением Кабинета Министров от 26.07.96г. N 492. Перечень таких доходов включает доходы от штрафов и пени за нарушение договорных и долговых обязательств.

Несомненно, что выплата иностранному покупателю штрафных санкций в связи с задержкой сроков экспортной поставки должна рассматриваться в соответствии с упомянутым перечнем доходов как доход иностранного юридического лица, подлежащий налогообложению по ставке 15%.

Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в РБ удерживается юридическими и физическими лицами, выплачивающими доход нерезиденту, с полной суммы дохода. Налог должен быть удержан и перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем начисления платежа.

Следует также обратить внимание, что при налогообложении доходов иностранных юридических лиц необходимо руководствоваться положениями Соглашения об избежании двойного налогообложения с соответствующей страной.

В данном случае внешнеторговый контракт заключен между белорусской организацией и резидентом Польши. Если применить к рассматриваемой ситуации Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 18.11.92г., то налоговые обязательства нерезидента могут измениться, так как ст.21 "Другие доходы" указанного соглашения оговорено, что доходы лица с постоянным местопребыванием в Польше облагаются налогом только в этой стране. Поскольку правила, установленные международным договором, приоритетны над нормами национального права, доходы, начисляемые резиденту Польши в виде штрафных санкций, освобождаются от уплаты налога в соответствии с Соглашением.

Порядок освобождения от уплаты налога на доходы иностранных юридических лиц изложен в Методических указаниях и в Инструкции о налогообложении "других доходов" иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельности в РБ через постоянное представительство, утв. постановлением ГНК от 2001-05-25г. N 72 (с изменениями и дополнениями).