$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ИНОСТРАНЦЫ НАСТУПАЮТ

06.07.2010

Зарубежный капитал продолжает расширять свое присутствие в сфере крупного ритейла. Это сопровождается усилением давления на среднюю и мелкую розницу, которая в основном принадлежит «местным» бизнесменам. Белорусские предприниматели считают, что такой перекос способен негативно сказаться не только на их развитии, но и в будущем — на интересах потребителей.

Приход иностранного капитала сопряжен как со строительством новых торговых объектов, так и с приобретением действующих. К примеру, недавно белорусский девелопер — ООО «Витафлекс» объявил о начале строительства в Бресте крупного торгово-развлекательного центра «Монарх-плаза» общей площадью 32 тыс. м2. По словам учредителя Станислава Бухлова, до 90% площадей планируется продать на правах долевого строительства иностранным компаниям, на 30% покупатели уже нашлись, в основном российские, итальянские и польские бизнесмены.

На днях в Минске открылся крупнейший в Беларуси строительный гипермаркет сети ОМА площадью 8,6 тыс. м2. В его строительство с участием финской корпорации Kesko (Финляндия) и литовской компании Senukai вложено 9,5 млн. EUR.

Ранее заявленные планы по открытию 128 магазинов в столице и регионах с привлечением финансирования Международной финансовой корпорации реализует российская инвестиционная группа «А1 Group».

А в целом счет создания сетей и единичных крупных торговых объектов идет на десятки.

По мнению ряда экспертов, для Беларуси также характерно «ползучее» проникновение иностранного капитала в данную сферу, когда доля зарубежных инвесторов в предприятиях не афишируется. По оценке председателя Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктора Маргелова, соотношение отечественных и зарубежных активов в сфере крупного ритейла уже составляет примерно 20 : 80.

Весной этого года конфедерация выразила обеспокоенность растущим конкурентным давлением крупных торговых операторов. В качестве одной из мер поддержки мелкого бизнеса предприниматели предложили снять ограничения на продажу товаров между субъектами розничной торговли (см. «ЭГ» № 12 за 12.02.2010 г.). Возможность приобретать мелкие партии товаров друг у друга позволила бы продавцам оптимизировать свои запасы, взаимно обогатить ассортимент и таким образом повысить конкурентоспособность по сравнению с крупными унитарными сетями. Однако Минторг не поддержал инициативы РКП.

Проблема в том, что отечественный рынок розничной торговли пока еще далек от насыщения. В целом по республике по состоянию на 1.01.2010 г. обеспеченность торговыми площадями составляла 363,6 м2 на тысячу жителей, это примерно вдвое меньше, чем в Западной Европе, и втрое, чем в США. При этом в столице данный показатель ниже среднереспубликанского (338,4 м2 на тысячу жителей). Между тем планы столичного региона грандиозны: к 2014 г. торговые площади планируется почти удвоить — до 600 м2. Разумеется, в значительной степени этого намерены достичь за счет иностранных инвесторов, которые привыкли играть «по-крупному». А значит, конкуренция между большим и малым ритейлом будет обостряться, и похоже, не в пользу последнего.

«Гипермаркеты имеют более широкий ассортимент, запас прочности, чтобы победить в конкурентной борьбе, — считает В.Маргелов. — Выдавливая с рынка мелких конкурентов, крупные торговые операторы могут позволить себе временно сбросить цену на определенный вид продукции — даже ниже ее себестоимости. Итогом становится отток покупателей от мелких субъектов торговли и их разорение».

В то же время правильная организация торговли способна сохранить все сегменты розничного рынка: мелкие «магазины у дома», районные универсамы и крупные региональные торговые центры, убежден руководитель РКП. Так, во многих странах мира уже давно введено зонирование торговли, при котором различные сегменты рынка дополняют, а не «съедают друг друга». К примеру, в городском центре располагают бутики, сувенирные и ювелирные магазины, а также заведения общепита. В жилых массивах — среднюю и мелкую розницу. А гипермаркеты выносят за черту города. Если этим правилам не следовать, получается то, что мы наблюдаем сейчас в Минске: гипермаркеты подменяют собой все остальные форматы торговли. Мелкую розницу вытесняют, что в конечном итоге сужает поле выбора для покупателей, считает В.Маргелов.

Одновременно появляется проблема монополизма, о которой, кстати, заговорили и в Минторге. В недавнем обзоре столичного ритейла министерство назвало операторов, занимающих наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота. Среди них — ГИППО, Евроопт, Пятый элемент, ДОРОРС. Отдельные торговые сети развиваются в основном в рамках определенных районов Минска (ОАО «Падзея» — в Советском районе, ОАО «Азарэнне» — Фрунзенском, ОАО «Зорина» — Первомайском, ОАО «Посторг» — Партизанском, УП «Живинка» — Московском). Доля данных организаций в общем объеме товарооборота продовольственных товаров в пределах соответствующих районов постепенно становится значительной и со временем может превысить установленную законодательством величину, позволяющую утверждать, что субъект хозяйствования занимает доминирующее положение на местном товарном рынке, отмечается в докладе.

Пока границы местных товарных рынков определяются в рамках административно-территориальных единиц (область, район, населенный пункт), что делает монополистов в отдельно взятом районе столицы неуязвимыми перед антимонопольным законодательством. Однако Минторг уже выступил с инициативой ужесточить соответствующую норму права.

Со своей стороны бизнес-союзы напоминают и о других инструментах влияния на крупных ритейлеров-монополистов. Во многих странах контролирующая функция возложена на ассоциации торговых предприятий. В Германии, приводит пример В.Маргелов, ни один гипермаркет не строится без разрешения такой ассоциации, которая формирует и поддерживает баланс между торговыми субъектами. Создание подобной структуры в Беларуси также вполне вписалось бы в планы по развитию саморегулируемых организаций, о которых с недавних пор заговорили в высоких кабинетах.

Дарья КОСТЕНКО