$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Инновациям обещают содействие

12.01.2007

Эффективность инновационной экономики, создание которой объявлено стратегическим направлением развития Беларуси, напрямую зависит от качества инновационной инфраструктуры. Ее деятельности касается и первый в этом году Указ Президента. Положение, утвержденное Указом, разработал Госкомитет по науке и технологиям (ГКНТ). Именно здесь будут регистрироваться субъекты инновационной инфраструктуры — научно-технологические парки, центры трансфера технологий и венчурные организации. Что представляет собой инновационная инфраструктура республики, как она будет развиваться в будущем? Какой стимул получит инновационная деятельность? На эти вопросы «ЭГ» ответил заместитель председателя ГКНТ Игорь ВОЙТОВ.

- Игорь Витальевич, сегодня можно говорить о том, что в Беларуси сформирована инновационная инфраструктура. Что она собой представляет?

— Да, у нас уже существует инновационная инфраструктура, однако процесс ее формирования до сих пор продолжается. Основные направления развития действующей инфраструктуры утверждены в Государственной программе инновационного развития на 2006-2010 гг. В ней, в частности, предусмотрено увеличение количества научно-технологических парков с 10 до 20, инновационных центров — с 5 до 8, информационных и маркетинговых — с 10 до 30, инновационно активных промышленных предприятий — c 318 до 581 (кроме малых предприятий).

- В какой сфере инновационная инфраструктура развита особенно хорошо?

— Наиболее развитой сетью располагает система высшей школы. С участием университетов или в их структуре на сегодняшний день создано 6 технопарков, Межвузовский центр маркетинга НИР, 2 инновационных центра и другие субъекты инновационной деятельности. Кроме того, в системе высшей школы успешно функционируют инновационные предприятия, основной целью которых является освоение результатов научно-технической деятельности вузов страны и выпуск наукоемкой продукции. Только за 2004-2005 гг. инновационными предприятиями БГУ и БНТУ было реализовано наукоемкой продукции (работ, услуг) на сумму свыше 25 млн. USD, что составило около 50% от общего объема реализации инновационной продукции учреждений Министерства образования.

- Расскажите, пожалуйста, как функционируют эти наиболее крупные субъекты инновационной инфраструктуры.

— Первый пример успешной реализации проекта по созданию научно-технологического парка в Республике Беларусь — зарегистрированное в 1993 г. ЗАО «Технологический парк Могилев». Его основные задачи связаны с обеспечением продвижения результатов научно-технической деятельности в экономику Могилевской области и созданием благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства. В структуре ЗАО «ТПМ» созданы и успешно функционируют инкубатор малого предпринимательства, бизнес-инновационный центр и центр трансфера технологий. С момента основания технопарк оказал поддержку более чем 90 малым инновационным предприятиям, 30 из которых размещаются в нем по настоящее время. В период с 1999 по 2005 гг. предприятия — резиденты технопарка получили выручку около 17 млн. USD, выручка самого технопарка с 2001 г. выросла в 4 раза и составила в 2005 г. свыше 150 тыс. USD, причем около 35% финансовых поступлений обеспечивается за счет предоставления коммерческих услуг.

- Инновационная инфраструктура создается в первую очередь для того, чтобы помогать развиваться ее основным субъектам — научным и производственным организациям и предприятиям, непосредственно занимающимся внедрением новых технологий и производством инновационной продукции. Кто и как им сегодня помогает в решении конкретных вопросов?

— В зависимости от того, в какой помощи они нуждаются, содействие оказывается всеми субъектами инфраструктуры. Например, в плане консультаций по продвижению товара на рынке, создания бизнес-проекта можно обратиться в тот же научно-технологический парк. Помощь в финансировании инновационно активным предприятиям оказывает Белорусский инновационный фонд, отраслевые и местные инновационные фонды, которые созданы и действуют в рамках тех органов госуправления, в которых существуют сами предприятия.

То есть отраслевые инновационные предприятия могут получить деньги на развитие, представляя соответствующие заявки в местные органы власти.

- Достаточно ли для республики одного инновационного фонда?

— Одного Белорусского инновационного фонда, являющегося сейчас по сути единственной организацией, работающей на венчурных принципах, то есть выделяющей предприятиям финансовые ресурсы для организации тех или иных проектов без залога, не достаточно. Поэтому к 2010 г. запланировано создать шесть региональных отделений фонда и три венчурные организации. В настоящее время Белорусский инновационный фонд располагает напрямую выделяемыми ему средствами республиканского бюджета плюс 3% от средств всех фондов, имеющихся в органах госуправления. Эти средства и выделяются предприятиям на основании конкурса. Вопрос дальнейшего регулирования процесса финансирования инновационных проектов достаточно непростой, но недавним Указом Президента заложена очень хорошая возможность создания в стране венчурных организаций.

- Чем будет полезен Указ № 1?

— В первую очередь тем, что он совершенствует законодательные основы деятельности субъектов инновационной инфраструктуры. Утвержденным Указом приложением «О порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» впервые в законодательство Беларуси введен ряд понятий, в том числе «инновационная инфраструктура», «центр трансфера технологий», «венчурная организация», «резидент научно-технологического парка»… Дано обоснование этих понятий и определены основные принципы и условия функционирования субъектов инновационной инфраструктуры, основные направления их деятельности и порядок регистрации. Ожидается, что процесс создания и регистрации субъектов инновационной инфраструктуры активизируется. Раньше эта работа тоже проводилась, но сейчас она приобретет четко выраженные рамки.

- Почему в качестве мер по экономическому стимулированию деятельности субъектов инновационной инфраструктуры в Указе установлены именно право на снижение арендных платежей и освобождение от налогов и сборов, уплачиваемых в местные бюджеты? Необходимость в этих преференциях наиболее острая?

— Реализация Государственной программы инновационного развития идет постепенно, шаг за шагом. На данный момент не ставилось цели решить все существующие у субъектов инновационной инфраструктуры проблемы. Кроме того, у нас действует Парк высоких технологий, который предоставляет значительно большее количество льгот, чем недавний указ, регламентирующий развитие только трех видов субъектов инновационной инфраструктуры.

- Главным основанием для регистрации субъектов инновационной инфраструктуры будет актуальность представленного в Госкомитет по науке и технологиям бизнес-проекта. Какие бизнес-проекты признают актуальными?

— Актуальность бизнес-проекта — способность инновационной инфраструктуры оказывать эффективные услуги в научно-технологической и инновационной деятельности. Резиденты технопарков должны приносить хорошую прибыль с точки зрения продаж высокотехнологичных товаров, обеспечивать рентабельность свыше 13% и небольшой срок окупаемости проектов — 3-4 года. Такие проекты получат одобрение, и предоставившие их организации будут зарегистрированы в качестве субъектов инновационной инфраструктуры.

Наталья ВЕРБИЦКАЯ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях