$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Инновационный фонд строителей

26.01.2007

Минстройархитектуры 27 декабря 2006 г. постановлением № 37 утвердило Инструкцию о порядке образования инновационного фонда на 2007 г. (далее — Инструкция). Документ, согласованный с министром финансов, зарегистрирован в НРПА 3.01.2007, рег. № 8/15625. Но, хотя постановление вступило в силу с 1 января, официально опубликовано только 25.01.2007 г.

Между тем январь близится к завершению, стройки не стоят на месте, исполнители и заказчики подписывают акты сдачи-приемки, не подозревая, что некоторые ставки отчислений изменились.

Состав плательщиков по сравнению с прошлым годом остался прежним. Это организации, осуществляющие деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов.

А вот ставки отчислений и условия их применения изменились весьма существенно. Прежде всего к прежним трем ставкам (13,5, 4,5 и 0,25%) добавились еще две — 0,5 и 2,25%. Гораздо разнообразнее стали и механизмы их применения.

Не изменилось применение ставки в размере 13,5% от себестоимости строительных (в т.ч. ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных), монтажных, специальных строительных работ, выполненных на территории Республики Беларусь. По сути, здесь просто дана расшифровка понятия работ, выполненных на основании договора строительного подряда согласно ст.696 Гражданского кодекса. Однако если такие работы выполняются на объектах черной металлургии, ставка отчислений снижается до 4,5%. Заметим, что место выполнения работ не уточняется. Вероятно, речь идет о территории нашей страны. Ведь себестоимость произведенной продукции, товаров на экспорт, выполненных работ, оказанных услуг за пределами Республики Беларусь и (или) на экспорт, в том числе по договорам субподряда, облагается отчислениями в инновационный фонд Минстройархитектуры (ИФ) по ставке 0,25%. Уточним, что к объектам черной металлургии относятся: металлургические заводы и комбинаты, коксохимические заводы и комбинаты, трубные заводы, ферросплавные заводы, предприятия по производству огнеупоров, предприятия по производству вторичных металлов, заводы по производству метизов, предприятия по добыче руд подземным и открытым способами, фабрики обогащения и окомкования руд (см. Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм, выпуск 1, РДС 8.01.105-03).

При осуществлении остальных видов деятельности в области строительства, как и ранее, действует ставка отчислений 4,5%. Она распространяется на проектно-изыскательские работы, услуги по техническому надзору, техническое обслуживание оборудования, пусконаладочные работы, услуги по аренде строительных машин и механизмов с экипажем и др. Здесь следует руководствоваться Общегосударственным классификатором РБ (ОКРБ 005-2001) «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине от 28.12.2001 № 52 и Классификатором видов работ и услуг в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 26.08.2004 № 217.

Ставка 4,5% действует также и для промышленности стройматериалов. Однако в 2007 г. для некоторых видов этой продукции сделаны исключения. Так, при производстве стекла полированного, армированного, узорчатого, пеностекла и стеклоблоков ставка отчислений составит 2,25% от себестоимости произведенной продукции; плитки керамической и изделий санитарных керамических — 0,5%, конструкций деревянных клееных — 0,25%.

Организации, находящиеся в стадии банкротства (санации), при производстве продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг также производят в 2007 г. отчисления в размере 0,25%.

Такая же льготная ставка предусмотрена на 2007 г. для организаций частной формы собственности, являющихся резидентами СЭЗ, при производстве продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории Республики Беларусь.

Очевидно, что и заказчики (покупатели) таких работ (продукции) окажутся в более выгодном положении, чем другие. Ведь возмещение отчислений в ИФ производится по льготной ставке.

При выполнении работ, оказании услуг, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением средств государственных целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов, образуемых в соответствии с законодательными актами, сохраняется ставка отчислений в размере 0,25%. Данная норма носит уточняющий характер по сравнению с прошлогодней инструкцией. В 2006 г. тоже льготировались работы, услуги (или продукция), финансируемые только за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Однако ранее такая пониженная ставка отчислений применялась и при производстве продукции, товаров при финансировании за счет средств бюджетов. Отмену указанной льготы для производителей продукции стройматериалов нельзя считать ухудшением их условий хозяйствования. Практика показала, что на деле такая льгота для промышленности стройматериалов не работает. Ведь продукция производится постоянно, вне зависимости от направлений ее реализации. Поэтому учесть одну и ту же продукцию по разным ценам, не зная направления ее реализации, невозможно.

По той же причине сложно было применить льготу для продукции, предназначенной для объектов жилищного строительства. Однако в п.5 Инструкции указано, что организации и в 2007 г. не производят отчисления в ИФ от себестоимости произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг по объектам жилищного строительства. Зато в документе уточняется, что объектом жилищного строительства считается каждое отдельно стоящее жилое здание (со всеми относящимися к нему внутренними и наружными инженерными сетями и сооружениями, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и озеленением территории), за исключением встроено-пристроенных помещений, на строительство которого составлен отдельный проект и сводный сметный расчет и (или) смета.

Сохранились ставки отчислений (в размере 0,25%) для:

— произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, отвечающих критериям, предъявляемым к импортозамещающим товарам, продукции, технологиям и зарегистрированным в установленном порядке;

— строительных работ, выполненных организациями для собственных нужд;

— выполненных работ, оказанных услуг при осуществлении строительства культовых зданий и сооружений, памятников истории и архитектуры, музеев, государственных заповедников, заказников. Правда, в 2006 г. такая ставка применялась и при выполнении работ, оказании услуг при строительстве объектов для добровольных общественных организаций и объединений;

— выполненных работ, оказанных услуг для бюджетных организаций при условии финансирования работ, услуг за счет их собственных средств. Производства стройматериалов в данном случае пониженная ставка не касается;

— произведенной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями частной формы собственности, в уставном фонде которых отсутствует доля госсобственности и которые находятся в ведении Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество инвалидов» и других добровольных общественных организаций и объединений.

Новым является распространение ставки в размере 0,25% от себестоимости выполненных работ (новое строительство, реконструкция) на территории Республики Беларусь для организаций с иностранными инвестициями. Ставки обычно устанавливают для исполнителей. В данном случае предприятие с иностранными инвестициями является заказчиком. Если такая организация производит строительные работы на территории Республики Беларусь не по объектам жилищного строительства и не по объектам, финансируемым из средств бюджетов или на других льготных основаниях, то в этом случае следует применять ставку 13,5%. Данная льгота должна способствовать привлечению иностранного капитала в строительную индустрию.

Так же, как и в 2006 г., не производятся отчисления в фонд от себестоимости выполненных работ, оказанных услуг по контрактам по строительству в рамках Программы ТАСИС Европейского союза по трансграничному сотрудничеству.

Подведомственным Минстройархитектуры организациям, осуществляющим другие виды деятельности, за исключением деятельности в области строительства и промышленности стройматериалов, предписано на 2007 г. производить отчисления в размере 4,5%, а от себестоимости некоторых видов продукции — по ставке 0,25%.

В п.7 Инструкции объектом отчислений названа себестоимость строительной продукции, товаров, работ, услуг за отчетный месяц. При определении себестоимости выполненных строительных работ или оказанных услуг нужно руководствоваться Методическими рекомендациями по планированию и учету затрат на производство строительно-монтажных работ, утв. приказом Минстройархитектуры от 11.01.2000 № 3. Согласно подп.4.7.1 этого документа к незавершенному строительному производству относят работы, выполненные подрядной организацией и не сданные заказчикам. И только после подписания акта выполненных строительно-монтажных работ они считаются сданными заказчику. Таким образом, до подписания акта выполненных работ у подрядчика на счетах бухгалтерского учета числятся затраты (незавершенное производство), а после его подписания можно закрывать себестоимость и начислять инновационный фонд.

Следует обратить внимание, что организации промышленности стройматериалов производят отчисления от себестоимости произведенной, а не реализованной продукции.

Порядок включения отчислений в фонд в стоимость продукции, товаров, работ, услуг для возмещения покупателем (заказчиком) не поменялся.

Не проще ли было с самого начала ввести не отчисления от себестоимости продукции, работ, услуг и дальнейшее их возмещение заказчиками, а налог, относимый на увеличение стоимости приобретенных товаров, работ, услуг, — у заказчиков. Это позволило бы избежать разрыва процессов производства отчислений и возмещения ИФ заказчиками и в результате позволило бы избежать отвлечения оборотных средств у организаций строительной отрасли и ошибок в расчетах.

Елена ПАНОВА,
аудитор