Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

С трибуны Республиканского совещания руководящих работников по вопросам инновационной политики в Витебске отчетливо звучала мысль о выработке новой стратегии государства в отношении технологического развития национальной экономики...
С трибуны Республиканского совещания руководящих работников по вопросам инновационной политики в Витебске отчетливо звучала мысль о выработке новой стратегии государства в отношении технологического развития национальной экономики. Речь идет прежде всего о выборе точных приоритетных направлений этой политики. Но почему, несмотря на прилагаемые усилия, инновационная политика не действует как цельная система и не приносит ожидаемого эффекта?

Рыночный механизм хозяйствования объективно ориентирует предприятия к стимулированию новаторской деятельности, поскольку она выступает в роли одного из основных факторов достижения конкурентных преимуществ. Вместе с тем реальная ситуация в Беларуси такова, что доля инновационно активных организаций в их общем количестве продолжает оставаться достаточно низкой. Так, в частности, согласно данным статистической отчетности, в качестве таковых в промышленности республики в 2003г. были определены 314 предприятий, что составляет лишь 13,4% от их общего количества.

В такой ситуации, казалось бы, государство и должно взять на себя роль главного координатора и инвестора научной мысли и новаторской деятельности, а для этого выработать действенный механизм для их поддержки. Этого пока не произошло, поскольку самый важный "винтик" такого механизма - законодательный - по сути, не работает: в республике по сей день не принято ни одного законодательного акта, призванного поддержать внедрение инноваций отечественными субъектами хозяйствования. А ведь такие законы приняты и действуют в ряде республик СНГ, в частности, в Казахстане, Украине, Молдове и Кыргызстане.

Наиболее оптимальный вариант решения проблемы видится в кодификации национального законодательства об инновационной деятельности, результатом которой должно стать принятие Инновационного кодекса Республики Беларусь. Это позволит упорядочить правовые нормы в рассматриваемой сфере и избежать противоречий.

Инновационный кодекс должен дать трактовку всем основополагающим понятиям, связанным с этой деятельностью, зафиксировать ее в качестве основы долгосрочной экономической стратегии государства, четко и оптимально распределить полномочия между государственными органами, реализующими эту политику, закрепить основные критерии инновационных проектов, имеющих приоритетное значение для страны, при соблюдении которых возможно их бюджетное финансирование. В кодексе должны быть четко обозначены инвестиционные интересы государства, зафиксированы приоритеты в развитии высокотехнологичных производств, сформулированы позиции по стимулированию ускоренного развития высокотехнологичных отраслей и инвестиционных процессов. Наконец, следует законодательно закрепить критерии отнесения субъектов хозяйствования к инновационно активным, не забыв при этом о мерах соответствующего стимулирования такого рода предприятий.

Четкая трактовка на законодательном уровне значений основополагающих понятий, связанных с инновационной деятельностью, и ее стратегических приоритетов нужна как руководство к действию прежде всего самому госаппарату. Ведь чиновники, проводящие в жизнь экономическую политику, должны иметь исчерпывающее представление о параметрах, стратегии и возможностях этой деятельности.

Не менее важно закрепление в законодательстве факторов содействия и активизации новаторской деятельности в качестве долгосрочной экономической стратегии государства. Это послужит прежде всего важной установкой самому госаппарату считать инновационную политику приоритетным направлением экономики и руководством к действию в министерствах и ведомствах, местных органах исполнительной власти. Более того, в предлагаемой редакции кодекса следует предусмотреть меры ответственности в отношении чиновников, умышленно или вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей, препятствующих реализации инновационных проектов и игнорирующих букву закона.

Регламентирование основных критериев инновационных проектов, при соблюдении которых возможно финансирование из госбюджета, необходимо для того, чтобы соответствующую поддержку со стороны государства получали прежде всего стратегические важные проекты. При этом приоритетным правом в поддержке государства должны пользоваться те из них, инициаторы которых испытывают действительные затруднения в самостоятельном финансировании разработок (чаще всего это случается с субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности). К таковым следует отнести и проекты, реализуемые в высокотехнологичных отраслях народного хозяйства, а также перспективные с точки зрения возможности завоевания новых зарубежных рынков, налаживания выпуска продукции, не имеющей аналогов в мире, перспектив создания производственных подразделений зарубежных транснациональных корпораций, фокусирующих большую часть своей активности в высокотехнологичных отраслях. Это могут быть и разработки новых производств с задействованием запатентованных у нас в стране или за рубежом объектов интеллектуальной собственности, имеющих высокий потенциал реализации, многое другое.

Необходимость скорейшего законодательного закрепления приоритетов в области развития высокотехнологичных производств обусловливается и тем обстоятельством, что ни одна страна в мире не может в современных условиях одновременно акцентировать внимание на развитии отраслей, основанных на преобладании 5-го и 6-го технологических укладов, применительно ко всем без исключения направлениям деятельности. Вот почему обозначение названных приоритетов в Инновационном кодексе нашей страны будет играть роль фактора, определяющего деятельность отдельных органов власти по стимулированию внедрения прогрессивных научно-технических разработок.

Особо следует сказать и о закреплении в кодексе положения об отнесении субъектов хозяйствования к инновационно активным. При этом к числу основных определяющих их критериев следует отнести: степень новизны используемых технологических процессов; обладание предприятием объектами интеллектуальной собственности и эффективность их применения; интенсивность внедрения новых технологий; наукоемкость продукции, ее удельный вес в общем объеме производства; интенсивность внедрения новых технологий; масштабы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, степень их задействования в производстве.

Чем быстрее обратят внимание на эти проблемы законодатели и заполнят имеющийся правовой вакуум добротными законодательными актами, тем быстрее ученые, специалисты, субъекты хозяйствования, занятые в сфере разработок новых технологий, смогут реализовать свои творческие устремления в народном хозяйстве страны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений