Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ЖДЕТ

финансовой опоры...
финансовой опоры

В передовых странах в высокотехнологичном секторе объемы производства растут в 2,5 раза быстрее, чем в отраслях обрабатывающей промышленности. Соответственно меняется товарная структура мирового экспорта. Преобладающее место в нем занимают интеллектуальные продукты и готовые высокотехнологичные изделия. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичной продукции, выход с ней на мировые рынки, участие в международной интеграции определяют конкурентоспособность и динамику роста национальных экономик. Таковы результаты эффективной инновационной политики. Что нужно сделать и что делается для ее формирования и реализации в наших условиях?

Предлагаем вашему вниманию интервью первого заместителя председателя ГКНТ Владимира НЕДИЛЬКО корреспонденту "ЭГ".

- Владимир Иосифович,  расскажите, как мы приближаемся к стратегической цели инновационной политики - повышению конкурентоспособности производства и переводу всей экономики на новый технологический уклад?

- Для этого создается национальная инновационная система, открытая к взаимодействию с глобальными инновационными институтами. Рамочные условия ее функционирования в законодательстве уже очерчены, однако конкретные направления правового поля: налоговое регулирование, условия рыночного оборота прав интеллектуальной собственности, порядок учета и оценки нематериальных активов - требуют дальнейшего развития. Например, действующая система налогообложения построена так, что, несмотря на льготы для научной и инновационной деятельности, налоговая нагрузка в отрасли "Наука и научное обслуживание" остается в 1,2 раза выше, чем в промышленности и народном хозяйстве в целом.

Поэтому с трудом решается главная задача: повысить конкурентоспособность отраслей экономики через возможности инновационной инфраструктуры, в рамках которой действуют 17 центров трансфера технологий; 4 организации, относящиеся по своей уставной деятельности к технопаркам; 10 инкубаторов малого предпринимательства с научной и инновационной направленностью деятельности; 40 центров поддержки малого предпринимательства; около 30 малых научно-инновационных, внедренческих и т.п. предприятий, создается Парк высоких технологий. Эти организационные формы необходимы для обеспечения эффективного функционирования рынка технологий. Принцип их работы сочетает элементы рыночного и государственного регулирования и позволяет создавать технологические структуры рыночного типа под патронатом государства.

- Созданы ли специальные финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности?

- К сожалению, до сих пор отсутствует нацеленность банковской системы на поддержку инновационного бизнеса, не созданы правовые условия для формирования инновационной финансовой инфраструктуры.

В финансировании отечественные банки выступают лишь дополняющим звеном, принимающим на себя риски по проектам, связанным с расширением, модернизацией и внедрением перспективных технологий действующих устойчивых бизнесов.

Финансирование инновационных проектов коммерческими банками сдерживается по ряду причин:

- прямые инвестиции в новые инновационные компании в форме венчурного капитала в соответствии с существующими правилами регулирования деятельности банков приводили бы к уменьшению их собственного капитала;

- у банков ограничена величина собственного капитала, который можно изъять из оборота и направить на венчурное инвестирование (как правило, на срок 5-6 лет);

- главная задача банков - обеспечение надежных и безопасных платежей - входит в противоречие с вложением средств в рисковые инновационные проекты;

- инвестирование в рисковые инновационные проекты предполагает участие инвесторов в управлении ими в целях снижения рисков, что не могут себе позволить белорусские банки, не имеющие в этой области опыта и квалифицированного персонала.

Стране только предстоит создать такие формы инновационного финансирования, как венчурные фонды, фонды прямых вложений, др. Венчурные инвестиции, направляемые на финансирование разработок, продвижение на рынок новых технологий, создание и укрепление рыночного потенциала инновационных фирм приводят к увеличению стоимости бизнеса.

Только при создании таких условий и институтов белорусские банки смогут участвовать в развитии инновационной деятельности путем финансирования венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, рефинансирования и рекапитализации компаний, находящихся под управлением венчурных фондов, финансирования приобретения компаний на завершающей стадии процесса венчурного инвестирования. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационный бизнес, который на конкретный момент является ведущим в своей области.

- Как встроить эти финансовые институты в нашу действительность?

- Необходим закон о венчурном предпринимательстве, отражающий условия участия в венчурных фондах частных компаний и государства. А еще - развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (пенсионных и паевых инвестиционных фондов, рынка ценных бумаг). Это основа для перехода страны на устойчиво инновационный путь развития. Правила операций на фондовом рынке должны быть адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно создать специализированное инновационное подразделение на Белорусской валютно-фондовой бирже.

- Пока это - планы по созданию инновационной инфраструктуры. А какими инструментами мы располагаем сейчас?

- При ограниченных финансовых возможностях государственного бюджета механизм финансирования предполагает наращивание бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на исследования, разработки и внедрение. Как знаете, в основных отраслях созданы инновационные фонды. В 2004 году объем средств, сконцентрированных в них, составил 892,6 млрд. руб., из этих денег инвестировано в науку - 10,5%.

На согласовании у главы государства перечень из 25 государственных научно-технических программ. Основное условие, которому они должны отвечать, чтобы при их реализации финансировалось не научное любопытство, а решение важнейших народнохозяйственных задач с гарантией освоения разработанной научно-технической продукции в серийном производстве. Сегодня эффективность освоения результатов НИОКР составляет от 2,5 до 30 рублей на один затраченный на новшества рубль. В автотракторостроении, например, на каждый рубль бюджетных ассигнований произведено дополнительной продукции на 30 рублей, строительной индустрии - на 17,7, в производстве телевизионной техники- на 12,2 рубля. Добиться таких результатов удалось благодаря совместным усилиям академической, вузовской и отраслевой науки.

- Каковы перспективы развития инновационной деятельности Беларуси?

- Стратегическая цель - завершить формирование национальной инновационной системы, которая должна функционировать как целостный комплекс правовых, организационных, экономических, морально-психологических рычагов. Решение этой задачи требует активизации усилий всех участников инновационного процесса на ряде ключевых направлений.

Во-первых, необходимо доработать правовое обеспечение инновационной деятельности, прежде всего, в области налогового законодательства, вопросов охраны прав интеллектуальной собственности, включения их в хозяйственный оборот.

Во-вторых, важно существенно увеличить расходы на инновации. Для обеспечения постоянного обновления продукции и технологий в ближайшие годы планируется в 2-3 раза увеличить расходы на исследования, разработки и освоение их результатов. Увеличение расходов на этих направлениях должно осуществляться за счет всех источников. В первую очередь- из внебюджетных.

Бюджетные средства на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских и опытноконструкторских работ будут выделяться с учетом конкурсной оценки бизнес-планов инновационных проектов, на основе подтверждения конкретным предприятием-заказчиком достаточных объемов вкладываемых собственных средств в увязке с обоснованными потребностями рынка.

В-третьих, следует резко повысить инновационную активность предприятий через создание полноценных исследовательских подразделений, опытных производств и научно-производственных комплексов с установлением особого налогового режима и специальных условий их финансирования. Одновременно - создавать или передавать научным учреждениям опытные производства и даже заводы для научных разработок и освоения совершенно новой продукции.