Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5883
EUR:
2.6365
RUB:
4.2202
Золото:
148.24
Серебро:
1.69
Платина:
78.47
Палладий:
182.74
Назад
Проблемы и решения
15.11.2005 34 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ

Защита региональных научно-технических программ (РНТП) на 2006-2010 гг. состоялась недавно в Государственном комитете по науке и технологиям, где представители областей изложили свои взгляды на решение двуединой задачи инновационного социально-экономического развития...
Защита региональных научно-технических программ (РНТП) на 2006-2010 гг. состоялась недавно в Государственном комитете по науке и технологиям, где представители областей изложили свои взгляды на решение двуединой задачи инновационного социально-экономического развития.

Наиболее интересные моменты из выступлений участников "ЭГ" публикует.

Напомним, научно-технические программы, ставшие основным инструментом государственной поддержки инновационных процессов в регионах, формируются с 1999 года. Организацию разработки и выполнения их обеспечивает участие органов местного управления, выбор приоритетов научно-технической деятельности ведется с учетом особенностей каждой области. Подведение итогов выполнения первого поколения программ состоится в конце текущего года. Представляем предварительные результаты некоторых из них.

За 1999-2005 гг. в состав РНТП было включено более 180 основных заданий, общий объем финансирования которых составил около 16 млрд. руб., включая 7,9 млрд. руб. (порядка 4,5 млн. USD) из средств республиканского бюджета.

Тематика программ соответствует структуре хозяйственных комплексов регионов: для нужд машиностроения и металлообработки выполнялось около 30% всех заданий; для сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей- 25%, приборостроения и энергетики - 17%, в области химии, экологии и рационального использования природных ресурсов - 20% и т.д.

По завершенным 127 заданиям создано более 220 наименований объектов новой техники, технологических процессов, материалов, других видов научно-технической продукции.

Объемы выпуска и реализации новой продукции, освоенной в производстве на предприятиях регионов, составили за 2001-2005 гг. (по данным государственных заказчиков) около 18,5 млн. у.е., что более чем в четыре раза превышает затраты из республиканского бюджета на выполнение разработок по созданию этой продукции. При этом объемы производства новой продукции, созданной по заданиям РНТП Витебской и Могилевской областей, превысили бюджетные расходы на их выполнение в 10-11 раз, по Гродненской области - в 5 раз, Гомельской - в 1,5 раза. Существенно более низкой остается пока результативность работ по программам Брестской и особенно Минской областей, где объемы реализации новых видов продукции, созданной в рамках программ, не превысили расходов из республиканского бюджета на финансирование их разработки. Более того, по программе Минской области не завершены работы по 5 заданиям прошлых лет.

Теперь коротко о программах.

Региональная научно-техническая программа Гомельской области нацелена на научно-техническое обеспечение социально-экономического развития региона, создание и освоение наукоемкой продукции, новых технологий и материалов. Ожидаемый результат от реализации - рост производства продукции промышленности в 1,22 раза, потребительских товаров - в 1,23 раза, сельскохозяйственной продукции, а также экспорта товаров - в 1,32 раза. На каждый рубль вложенных бюджетных средств необходимо обеспечить выпуск продукции не менее чем на 2-3 руб.

Прогнозный объем финансирования работ- 3200 млн. руб., в том числе 1500 млн. руб. из республиканского бюджета, 1600 млн. руб. - из внебюджетных источников, 100 млн. руб. - из областного инновационного фонда.

Программа Могилевской области ориентирована на создание благоприятной инновационной среды, способствующей повышению конкурентоспособности предприятий, улучшению экологической обстановки и состояния здоровья жителей региона. Приоритетные направления исследований:

- создание и освоение новой конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосберегающих технологий, технологического оборудования для машиностроения и металлообработки, химической, легкой промышленности, сельского хозяйства;

- разработка и реализация мероприятий по усовершенствованию системы управления производством, улучшению условий труда, здоровья населения и экологической обстановки региона.

В программу включены 45 разработок, планируемый объем бюджетного финансирования - 4,5 млрд. руб., такая же сумма будет направлена из собственных средств предприятий и других источников.

Объем выпуска новой продукции, созданной по программе, составит около 40-45 млрд. руб., коэффициент окупаемости вложения бюджетных средств будет не менее 10. Более 30% произведенной в рамках РНТП продукции планируется поставлять на экспорт.

Целью научно-технической программы Минской области выбрано создание и внедрение в производственном и коммунально-бытовом секторе новых ресурсосберегающих технологий, технических средств и организационно-экономических механизмов хозяйствования, повышения качества и конкурентоспособности продукции. Ожидается, что реализация программы поспособствует снижению материальных и энергетических ресурсов на 20-25%, росту производства продукции промышленности, потребительских товаров. В перечне заданий- 31 разработка. Общий объем финансирования программы - 4,2 млрд. руб., в том числе из республиканского бюджета - 2 млрд. руб., средств предприятий- 1,8 млрд. руб., областного инновационного фонда - 0,4 млрд. руб.

* * *

Игорь ВОЙТОВ, заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь:

"Региональные программы задают скорость развитию"

Структурная и технологическая перестройка промышленности требует скоординированной деятельности исполнительных органов власти на местах, Национальной академии наук, господдержки научных организаций и промышленных предприятий, создающих новые научные знания, разрабатывающих и осваивающих в производстве конкурентоспособную наукоемкую продукцию.

Новый механизм финансирования инновационной деятельности предполагает существенный рост внебюджетных средств, направляемых на исследования, разработки и внедрение. Поставлена задача - к 2009 г. привлекать из внебюджетных источников 70% средств всего объема финансирования науки.

С учетом выбранных приоритетов научно-технической деятельности завершается формирование региональных научно-технических программ (РНТП). Этот инструмент позволяет органам местного управления непосредственно участвовать в формировании и реализации региональной инновационной политики, выбирать приоритеты научно-технической и инновационной деятельности с учетом особенностей каждой области.

С помощью научно-технических программ решаются также проблемы здравоохранения, экологии, информатизации и другие социально значимые для регионов вопросы.

Важным направлением реализации государственной научно-технической политики является развитие инновационной инфраструктуры, которая является связующим звеном между разработчиком инноваций, заинтересованным производителем или потребителем новой продукции, наукоемкой технологии, то есть в конечном итоге рынком.

Основы такой инфраструктуры сформированы, в ней центральное место займет Парк высоких технологий.

Сегодня в стране функционируют 6 организаций, относящихся по уставной деятельности к технопаркам: ЗАО "Технологический парк Могилев", ИРУП "Научно-технологический парк БНТУ "Метолит", СООО "Арвит-Авто", Фонд "Научно-технологический парк БГУ", инновационная ассоциация "Академтехнопарк" НАН Беларуси, научно-технологическая ассоциация "Национальный инфопарк". Но только первым трем из них официально присвоен статус научно-технологического парка.

В Могилеве впервые реализован проект создания научно-технологического парка, который комплексно решает вопросы трансфера технологий и их коммерческого использования в экономике региона.

До конца года будут созданы технологические парки в Бресте, Гомеле, Гродно, Новополоцке и Лиде. Надеюсь, что при поддержке местных органов власти, методической помощи со стороны действующих технопарков новые субъекты инновационной инфраструктуры быстро станут на ноги и превратятся в главные центры инновационной деятельности своих регионов.

Коммерциализации и продвижению научно-технических разработок на отечественный и зарубежный рынки, привлечению инвестиций в сферу наукоемких технологий должна содействовать формируемая в стране система трансфера технологий. Ведущую роль в ней играет Республиканский центр трансфера технологий. Отделения и филиалы РЦТТ созданы во всех областях, а также на базе ведущих научных организаций. К концу года на базе РЦТТ будет создан экспериментальный образец сетевой системы, который объединит отделения и филиалы РЦТТ, Межвузовский центр маркетинга НИР, Республиканскую научно-техническую библиотеку. Кроме того, будет создан информационный узел электронной биржи технологий.

Ближайшей задачей развития системы трансфера технологий должна стать организация ее структурных подразделений на инновационно активных предприятиях, что позволит связать единой цепью разработчиков научно-технической продукции и ее потребителей, обеспечить доступ отечественных предприятий к мировым сетям и базам технологического трансфера.

* * *

Заместитель председателя комитета экономики Брестского облисполкома Владимир ЧЕБОТАРЕВ:

"...координирующую роль ГКНТ важно закрепить нормативным документом"

Направления государственной политики по развитию инновационной деятельности в стране определены давно - это организационно-правовое обеспечение; налоговая политика; финансовая политика; организация информационно-консультационных услуг; техническая и технологическая помощь инновационным предприятиям. Применение всех этих рычагов (за исключением налоговой политики) по силам местным органам власти и входит в число наших задач, направленных на формирование инновационной инфраструктуры и содействие формированию инновационных отраслей в Брестской области. Насколько это не просто, можно понять из такого примера. Пять лет назад в области было, по крайней мере, 3 производства, подпадающие под характеристику пятого технологического уклада. Однако в силу негативных процессов, развившихся на предприятиях, сегодня только одно из них можно по-прежнему относить к самому высокому технологическому уровню.

Инновационная инфраструктура в регионе в виде организаций НАН, вузов, отраслевых СКБ существует давно. Но пока мы занимаемся новыми формами, сворачиваются старые. Например, еще недавно в области существовало 3 отраслевых СКБ Минпрома. Два года назад два из них были присоединены к барановичскому заводу "Торгмаш" и Брестскому машиностроительному. Не берусь утверждать, что это было плохо, но это была инициатива министерства, а не заводов. И мнением облисполкома и ГКНТ никто не интересовался. Что получили? Заводы в результате решили отдельные кадровые проблемы. Но, несмотря на слияние СКБ и "Торгмаша", количество НИОКР, выполняемых в области Минпромом, в последние годы снижалось, и сейчас их меньше, чем в других областях.

Поэтому развитием инфраструктуры нам надо заниматься комплексно, а координирующую роль ГКНТ важно закрепить нормативным документом.

С целью активизировать инновационную деятельность планируем создать региональный центр инновационного предпринимательства - научно-технологический парк "Брест".

Справедливо признано, что региональные программы вынужденно носят "лоскутный" характер, т.е. одновременно решают разномасштабные, разнонаправленные цели и задачи. Причины понятны: задачи возникают срочные и среднесрочные, отраслевые и на стыках отраслей.

Крайне важна помощь, предоставляемая Белорусским инновационным фондом. Так, при его содействии реализовано несколько проектов, в результате которых организованы производства, выпускающие высокотехнологичную технику. Например, ООО "ВП Альтернатива" наладило производство систем кондиционирования для больших помещений, разработанных на основе ноу-хау предприятия. Брестскими кондиционерами сегодня оснащены ледовые дворцы в областных центрах, Национальная библиотека, Минский метрополитен, ТЦ "Подземный город", другие объекты.

В прошлом году при финансовой поддержке Белинфонда "Альтернатива" запустила второй научно-производственный проект.

Политика местных или республиканских органов управления применительно к инновационной сфере должна быть максимально освобождена от условностей. Если предприятие выпускает наукоемкую продукцию, использует наукоемкие технологии, тем более если это единственный производитель в республике, надо его поддерживать, финансируя его инновации.

В прошлом году доля средств республиканского бюджета в финансировании НИОКР в области сократился на 7,2 процентных пункта. Научными исследованиями и разработками в 16 организациях занимались 382 человека (около 1 % занятых НИОКР в республике). По сравнению с 2003 г. численность сократилась на 8 человек (2,1%). В то же время расходы на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности по сравнению с 2003 г. возросли на 32,8% и составили 3750,8 млн. руб., в том числе средств республиканского бюджета - 1438,3 млн. руб. (удельный вес - 40,5%), местных бюджетов - 80,5 млн. руб. (2,2%), собственных средств организаций - 805,4 млн. руб. (21,4%).

Важнейшие проекты, финансируемые в Брестской области за счет средств областного инновационного фонда:

- разработка технологии утилизации осадков сточных вод на очистных сооружения Бреста;

- разработка технологии и оборудования для локальной очистки бытовых стоков мощностью от 5 до 25 м3 в сутки;

- ведение фитопатологической оценки сортов и гибридов сахарной свеклы, разработка и освоение технологии возделывания наиболее ценных из них в агроклиматических условиях области.

* * *

Василий МОЛОЧКОВ, директор ЗАО "Технопарк Могилев":

"Добро пожаловать к участию в первом конкурсе инновационных проектов"

ЗАО "Технологический парк Могилев" (ЗАО "ТПМ") обладает наиболее богатым опытом деятельности в качестве элемента национальной инновационной инфраструктуры и является классическим инкубатором малого инновационного предпринимательства, бизнес-центром; центром трансфера технологий и информационно-компьютерным Интернет-центром, стимулируя различными способами продвижение в экономику идей, знаний, опыта, НИОКР, технологий, оборудования и инвестиций.

"Жильцы" технопарка выполнили десятки самых разнообразных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Все работы с самого начала были востребованы, поскольку легли в основу множества новых инновационных продуктов, вышедших на рынок. Малыми предприятиями, несмотря на их "молодость", произведено продукции на сумму свыше 12 млн. USD, 10% которой ушло на экспорт. Уплачено налогов и других обязательных платежей на сумму 2,6 млн. USD, создано свыше 420 рабочих мест, и все это без предоставления каких бы то ни было налоговых льгот и преференций. Это в несколько раз перекрыло сумму государственных инвестиций в создание технопарка. Сами инвестиции в недвижимость полностью сохранены, высоколиквидны, контролируемы и управляемы государством. Ряд предприятий, родившихся в технопарке, продемонстрировали очень высокие темпы роста -170% ежегодно, что подтверждает важность инноваций как средства для стимулирования экономического роста.

Вместе с тем становление и развитие инновационной инфраструктуры в стране идет медленно. Причин здесь несколько и, прежде всего, низкая предпринимательская активность.

Опыт показывает, что наряду с совершенствованием и либерализацией законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, стимулированием финансово-кредитного обеспечения и созданием инфраструктуры поддержки инновационной деятельности важно активизировать сам процесс создания новых малых инновационных предприятий и реализации инновационных проектов на действующих предприятиях.

Одним из путей решения этой задачи призван стать конкурс инновационных проектов. Таким образом, впервые в Беларуси власть, образование, наука и бизнес предпринимают совместную попытку активизировать человеческий фактор в создании и коммерциализации интеллектуальной собственности, взять на себя анализ целого ряда проблем.

Одна из них, например, неготовность предприятий к получению инвестиций. Среди ряда причин такой ситуации немалую роль играет отсутствие качественного, понятного и честного инвестиционного проекта и соответствующего бизнес-плана. С одной стороны, мы являемся свидетелями целого парада каталогов и сборников инновационных проектов и научных разработок, предлагаемых к внедрению, а с другой - предложи нам вложить от своего имени деньги, мы не найдем обоснованных с точки зрения новизны, рынков, экономики и продуманной стратегии реализации увлекательных и прибыльных проектов. И здесь становятся очевидными цели конкурса инноваций:

из множества разработок и проектов найти созревшие и готовые к бурному росту;

привлечь к этим проектам всеобщее внимание и разнообразные ресурсы;

найти способные и активные команды, ясно представляющие стратегию коммерциализации своих разработок;

пройти с этими командами все важные и ответственные этапы реализации проектов, найти и расшить все "узкие места" в нашем инновационном климате;

показать и доказать, что будущее за инновациями, и другого пути у нас просто нет.

Добро пожаловать к участию и победе в первом конкурсе инноваций, для чего достаточно сделать всего три шага, зайдя на сайт конкурса www. technopark.by/konkurs/.

* * *

Татьяна ТАТЬЯНКО, заместитель директора межвузовскогоцентра маркетинга НИР РУП "Технопарк БНТУ "Метолит":

"Фундамент заложен - это уже кое-что..."

Для успешного выполнения задач организационного и правового обеспечения создания и эффективного функционирования новых субъектов инновационной инфраструктуры реализуется проект, головным исполнителем которого является "Научно-технологический парк БНТУ "Метолит". В работах по проекту участвуют практически все организации, на базе которых создаются новые инновационные структуры в регионах: ООО "Брестский инновационный бизнес-центр", УО "Полоцкий государственный университет", "Агентство развития и содействия инвестициям" (Гомель), ЗАО "Гомельский бизнес-инновационный центр", Гродненский государственный университет, Научно-исследовательский центр проблем ресурсосбережения НАН Беларуси, Республиканский центр трансфера технологий.

Роль местных органов власти в этом проекте - создавать и развивать субъекты инновационной инфраструктуры, с помощью технопарков дать импульс социально-экономическому развитию городов и районов, поощрять конкуренцию за первенство в получении и применении наукоемких технологий, за создание новых рабочих мест. Однако отсутствие точного понимания сути функционирования субъектов инновационной инфраструктуры (СИИ) и необходимости их создания мешает развитию. Отчасти виной этому- нормативно-правовое обеспечение, которое, с одной стороны, мотивирует создание СИИ, а с другой, - ужесточает условия работы тех, для кого СИИ создаются - малого предпринимательства. Деятельность создаваемых в регионах структур направлена на создание благоприятных условий для инновационного предпринимательства, их работа - это проводник для инноваций. Чем больше эффективно работающих малых инновационных предприятий мы поможем создать, тем успешнее будет развиваться регион.

Поэтому первый этап проекта был посвящен разъяснительной работе по основам инновационного развития с учетом собственного и международный опыта создания подобных структур. Основное отличие белорусских СИИ от зарубежных - они должны быть хозяйствующим субъектом, выпускающим высокотехнологичную продукцию. В то время как за рубежом основная статья дохода СИИ- сдача в аренду помещений. Белорусские же технопарки и бизнес-инкубаторы работают чаще всего на арендованных площадях - редкий СИИ может похвастаться собственными зданиями.

Проблемой для создаваемых технопарков и инновационных центров является отсутствие гарантированных источников финансирования, т.к. их целью является не извлечение прибыли, а обеспечение благоприятных условий для инновационной деятельности отечественного бизнеса. Всесторонняя поддержка важна не только на этапе становления, но и в период последующего функционирования. В соответствии с международной практикой для полной самоокупаемости технопарку отводится примерно пять лет. Поэтому в первый год необходимо 100-процентное финансирование деятельности СИИ.

Создание инновационной инфраструктуры подразумевает разветвленную сеть преобразований. Государство сосредоточило сейчас свое внимание на инновационных центрах, в то время как остальным вопросам уделяется гораздо меньшее внимание или вообще таковое отсутствует. Например, финансовые институты сейчас не готовы финансировать рискованный инновационный бизнес, нет эффективно работающего законодательства, регулирующего деятельность субъектов хозяйствования в этой сфере, налоговая нагрузка как на малое предпринимательство, так и на СИИ достаточно тяжелая.

Срок выполнения проекта близится к завершению. К сожалению, уже сейчас можно сказать, что эффективно работающих структур к концу 2005 г. не будет. Будет только заложен фундамент для их функционирования, что тоже большое достижение. Сейчас надо подтягивать всю инновационную инфраструктуру для выполнения ее миссии - обеспечения стабильного роста числа малых инновационных предприятий. Совершенствовать законодательную базу, разрабатывать платформу для работы финансовых институтов на рынке инновационной продукции, активно вовлекать в этот процесс крупные предприятия. Отдельно взятые СИИ не будут эффективно работать без соответствующей среды.

* * *

Александр РАДЕВИЧ, заместитель председателя Гродненского облисполкома:

"Главный барьер - неудовлетворительное качество инновационного менеджмента..."

Анализ опыта организаций, участвующих в выполнении заданий региональной научно-технической программы, позволяет вычленить следующие проблемы инновационного развития Гродненской области:

недостаточная динамика обновления промышленной продукции (удельный вес новой продукции в объеме производства составил в 2005 г. - 11%, 2004 г. - 9,6%, 2003 г. - 3,8%);

малое количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки;

дефицит специалистов в области разработки и внедрения новых и усовершенствованных продуктов, а также специалистов по бизнес-планированию;

отсутствие эффективных методик вовлечения новых технологий и материалов в хозяйственный оборот, что зачастую не позволяет пройти путь от изготовления опытного образца до промышленной партии;

нехватка собственных средств и проблема привлечения заемных ресурсов для реализации инновационных проектов;

отсутствие единой базы данных, объединяющей информацию об инновационной инфраструктуре области, потенциале предприятий, новых разработках и инновационных проектах.

Отсутствие мощного технического вуза создает определенные трудности в активизации инновационного развития региона. К сожалению, для Гродненского государственного университета характерна гуманитарная направленность. Лишь отдельные научные коллективы сосредоточены на проблемах научно-технического развития.

Следует признать, что ключевым препятствием на пути расширенного технологического развития хозяйствующих субъектов области является неудовлетворительное качество инновационного менеджмента. Необходим иной подход к внедрению новых и усовершенствованных технологий, направленный на формирование инновационного развития предприятия. Причем на корпоративном уровне.

Понимая это, мы приступили к разработке Стратегии инновационного развития области на 2006-2010 гг.

Особое внимание будет уделено производствам, использующим местное сырье. В 2006 г. наметили завершить широкомасштабную реконструкцию мясомолочной отрасли. Рост производства продукции мясо- и молокоперерабатывающими предприятиями будет обеспечен за счет достижения более высокой глубины переработки сырья. Поскольку ведущей отраслью промышленности области по-прежнему остается химическая, запланирована ее модернизация. В результате ОАО "Гродно Азот" увеличит объемы производства, расширит гамму выпускаемой продукции.

ГРУПП "Гронитекс" оказывается государственная поддержка в проведении технического перевооружения производства.

На ведущем предприятии промышленности строительных материалов - ОАО "Красносельскстройматериалы" будут приняты меры для снижения энергоемкости цементного производства, проводится комплексная реконструкция известкового производства.

На ОАО "Гродненский комбинат строительных материалов" в текущем году будет завершена реконструкция производства ячеистого бетона. Продолжаться работы по энерго- и материалосбережению.

Предполагается поддержка инновационного развития средних и малых предприятий перерабатывающих отраслей. Особое внимание - модернизации и техническому перевооружению экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также обеспечивающих ресурсосбережение.

Инновационная инфраструктура Гродненского региона будет расширена открытием технологических парков в Гродно и Лиде. Принимаются меры к тому, чтобы повысить эффективность РУП "Гродненский центр научно-технической и деловой информации".

Планируем активизировать развитие конструкторских бюро при НИИ и крупных субъектах хозяйствования в целях внедрения результатов научной деятельности и доведения проектов до опытного производства, освоения технологических процессов, создания новых видов и совершенствования потребительских характеристик выпускаемой продукции.

* * *

Директор ЗАО "Гомельский бизнес-инновационный центр" Мария ГИЛЬ:

"Преимущества бизнес-инкубатора не могут перевесить неудобств..."

Практика создания в Беларуси центров трансфера технологий и инновационных центров показала, что большинство таких структур, существующих как самостоятельные юридические лица, терпят неудачу. Для их эффективной работы требуется крепкая материально-техническая база и способность выдерживать высокие текущие затраты. Ее создание, прежде всего, базируется на обеспеченности площадями, подготовленными для заселения инкубируемых фирм. Согласно мировой практике минимальная площадь инновационного центра (ИЦ) должна составлять не менее 1500 кв.м. Например, перед ЗАО "ГБИЦ" проблема получения площадей для расширения деятельности стоит очень остро. Местные власти заинтересованы помогать в ее разрешении, но принять предлагаемые помещения ИЦ не может по нескольким причинам: во-первых, предлагаемые пустующие помещения расположены на окраине или в местах, где отсутствует развитая транспортная инфраструктура. Арендная плата за пользование установлена достаточно высокая и снижает их привлекательность. Что же произойдет, если эти помещения все-таки передать инновационному центру (или технопарку)?

У него сразу возникают обязательства по уплате налогов на землю, недвижимость, оплате коммунальных услуг, содержанию охраны и вспомогательного персонала. Привлечь арендаторов при сохранении установленных арендных ставок будет сложно, поскольку преимущества нахождения в инновационном бизнес-инкубаторе не смогут даже компенсировать неудобства от месторасположения и высокой платы.

Поэтому в бюджетах области и республики следует отдельной строкой выделять средства на ремонт и реконструкцию зданий и площадей для субъектов инновационной инфраструктуры. Сумма этих средств должна быть рассчитана исходя из реальной потребности субъектов, взятой из их бизнес-планов.

Субъектов инновационной инфраструктуры, по аналогии с резидентами свободной экономической зоны, надо освобождать от налога на недвижимость и налога на землю. Предусмотреть понижающие коэффициенты к законодательно установленным ставкам аренды. Размер этих коэффициентов должен определяться с учетом сложившегося рыночного уровня арендной платы в конкретном районе и с учетом удобства месторасположения субъекта, чтобы сделать уровень арендных ставок привлекательным для субъектов инновационного предпринимательства.

Инновационный центр или технопарк не в состоянии оплачивать коммунальные услуги и имущественные налоги за незаполненные помещения из собственных средств. В этих случаях государству следует брать на себя коммунальные платежи: в первый год полностью, а в последующем - частично, согласно расчетам, обоснованным в бизнес-плане и реальной заполняемости помещений.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений