$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Инновационная экономика

11.05.2007

Инновации стали основной темой прошедшего в конце апреля в Минске второго форума молодых управленцев. Мероприятие, которое СМИ уже успели окрестить «белорусским Давосом», на этот раз собрало более 400 участников. Представители госорганов, специалисты в управлении производством, эксперты и непосредственно молодые управленцы обсуждали, как новое поколение будет строить новую, инновационную экономику Беларуси.

От телеги к автомобилю

В ближайшее десятилетие в Беларуси предстоит не просто внедрить современные технологии и организовать новые производства, необходимо создать совершенно новую экономическую систему. «В программе инновационного развития Беларуси до 2010 г., по сути, обозначены только первые шаги, — отметил заместитель министра экономики РБ Андрей Тур. — Что такое для нашей страны 100 новых предприятий? Что такое около 400 новых производств? Это совсем немного, если учитывать те перспективы, которые нам предстоит достичь».

Объясняя грандиозность стоящих перед белорусами задач, заместитель министра условно назвал нынешнюю экономику системой, в центре которой стоит телега, построить же предстоит экономику, в центре которой — автомобиль. Для того, чтобы пройти этот путь, нужно создать необходимую инфраструктуру, правовое поле, финансовую систему. Построить новые заводы и подготовить специалистов — задача решаемая, с ней справляются и сегодня. Проблема создания инновационной экономики в том, что она требует не только нового качества продукции, но и нового качества менеджмента и мышления в целом.

Риск — дело выгодное

Внедрение инноваций — это развитие и единственный сегодня способ выдержать огромную конкуренцию на мировом рынке. В Беларуси это понимают, однако их отчаянно боятся. По мнению экспертов, в организациях им сопротивляются, потому что все нововведения связаны с риском и неопределенностью. «Мы должны просто привыкнуть к тому, что инновационная экономика сверхрисковая, — отметил и А.Тур. — Да, это риск, это определенная опасность, но это и дополнительный колоссальный фактор экономического роста».

Как показывает анализ деятельности ведущих европейских компаний, оборот с новыми продуктами у них составляет порядка 50-80%, т. е. они делают деньги именно на инновациях.

Отстающие производители имеют в своем обороте не более 10% новых товаров. Что касается Беларуси, то у нас уже сегодня есть определенные достижения. Если в 2004 г. доля новой продукции в общем объеме промышленного производства не превышала 5%, то, как проинформировал заместитель министра, по итогам января-марта 2007 г. она превысила 12%. При этом наилучший показатель на предприятиях Минпрома — более 30%.

В чем лидировать будем?

Ничто так не демонстрирует конкурентоспособность инновационной продукции, как ее востребованность на внешних рынках, а с этим пока напряженно. По данным председателя правления ОО «Гильдия маркетологов» Анатолия Акантинова, в настоящее время в экспорте РБ научно-техническая продукция составляет всего лишь 3%.

Правительство взяло очень верный курс на развитие инновационной экономики, но нужно еще определиться, на чем будем специализироваться. Ведь если говорить о необходимости создания новой экономической системы, то любая система строится с точки зрения поставленной цели. Нужно решить, чего мы, собственно, хотим? К примеру, когда такой же вопрос 15 лет назад обозначился в Финляндии, выбор пал на телекоммуникации. Государство тогда распродало акции лесоперерабатывающих и химических производств и направило деньги в развитие телекоммуникационной отрасли. А на сегодняшний день телефон Nokia — признанный лидер мирового рынка. На чем может специализироваться Беларусь? Эксперты предлагают несколько направлений, в т.ч. биотехнологии, IT-услуги, машиностроение, услуги образования и здравоохранения. Все предложения имеют право на жизнь, другой вопрос: какое из них может оказаться наиболее эффективным? За что лучше взяться? На это должны ответить маркетологи. Иное дело, что в Беларуси фактически нет специалистов по маркетингу инноваций, которые могли бы заняться этой проблемой, начиная от изучения рынка и заканчивая внедрением новых технологий. Во многом именно поэтому производство новой продукции сейчас видится более простым делом, чем ее продвижение и продажа.

Наталья ВЕРБИЦКАЯ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях