Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
22.07.2011 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИННОВАЦИЙ В ИНДЕКСЕ НЕ ВИДНО

Несмотря на изобилие разговоров о переходе на инновационный путь развития, реальные достижения нашей страны в этой сфере остаются незамеченными зарубежными экспертами. Так, Беларусь не значится в мировом рейтинге инновационности, составляемом бизнес-школой INSEAD по 125 странам.

Несмотря на изобилие разговоров о переходе на инновационный путь развития, реальные достижения нашей страны в этой сфере остаются незамеченными зарубежными экспертами. Так, Беларусь не значится в мировом рейтинге инновационности, составляемом бизнес-школой INSEAD по 125 странам.

Глобальный индекс инновационности (GII) рассчитывается с 2007 г. с целью выработать методики, подходящие для описания роли инноваций в современном обществе, не сводящиеся к измерению традиционных показателей, таких, как количество кандидатов наук, научных статей, техноцентров, выданных патентов или объем затрат на НИОКР. Авторы исследования считают, что инновации происходят не только на уровне компаний. Новые идеи и методы работы возникают во всех сферах человеческой жизни, в т.ч. тех, где роль высоких технологий относительно невелика. Чтобы учесть низкотехнологические и нетехнологические области, специалисты INSEAD построили свой индекс на 12 группах параметров (pillars), распределенных по двум подгруппам: исходные условия (inputs) и результаты (outputs). В 2011 г. были выстроены по ранжиру 125 стран, производящих 98% мирового ВВП, в которых живет 93,2% населения земного шара. При составлении индекса учитывались качество человеческого капитала, научных результатов, развитость бизнеса, рынка, институтов и инфраструктуры.

В первой десятке самых инновационных стран — Швейцария (63,82 балла), Швеция, Сингапур, Гонконг, Финляндия, Дания, США, Канада, Нидерланды, Великобритания (55,96). Из постсоветских стран самый высокий результат у Эстонии — 23-е место (49,18 баллов), Латвии (26-е место), Молдовы (39) и Литвы (40). Гораздо ниже оказались Россия, поднявшаяся с прошлогоднего 60-го места на 56-е (35,85 баллов), Украина (60), Армения (69), Грузия (73), Казахстан (84), Кыргызстан (85), Азербайджан (88) и Таджикистан (116). Замыкают таблицу Йемен, Судан и Алжир.

Исследователи INSEAD утверждают, что они стремились охватить максимально широкий спектр стран, включая и такие, по которым нет сопоставимых экономических индикаторов. В результате по многим вопросам статистические данные были заменены гораздо менее надежными результатами экспертных опросов, например, Всемирного экономического форума (в рейтинге конкурентоспособности которого наша страна тоже до сих пор не значится). Не попали мы и в исследование INSEAD. Кроме нас, в индексе нет еще двух стран бывшего СССР — Узбекистана и Туркменистана.

Между тем, по оценке INSEAD, основные успехи ряда стран, в т.ч. латиноамериканских, связаны с нетехнологическими видами инноваций — например, с радикальным пересмотром производственных процессов, маркетинговых и бизнес-моделей компаний, предоставляющих традиционные товары и услуги. Кроме того, в рамках исследования составлен индекс инновационной эффективности, в котором учитывается отношение результатов стран к их исходным условиям. Здесь в лидерах находятся страны, добивающиеся максимально возможного успеха при минимуме (а иногда — крайней скудности) возможностей: 1-е место — Кот д’Ивуар, 2-е — Нигерия, 3-е — Китай, 4-е — Молдова. Украина заняла здесь 36-е место, Россия — 52, Казахстан — 112.

Однако неожиданным такое отношение назвать нельзя. В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, в числе ключевых проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, не зря названа недостаточная эффективность национальной инновационной системы, в т.ч. законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство, системы финансирования инноваций, отраслевой (фирменной) науки, критический уровень наукоемкости ВВП. Однако одним установлением и даже достижением плановых показателей роста доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции и экспорте достойное место в глобальном инновационном процессе не займешь. Для этого нужна новизна не столько внутренняя, сколько внешняя.

Разумеется, можно не обращать внимания на изыскания зарубежных консалтеров. Но это — зеркало, в котором отражается представление потенциальных партнеров и инвесторов о странах, в известной степени влияющее на принятие решений о сотрудничестве. Поэтому в правительственной программе видное место занимает задача вхождения республики в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления для улучшения международного имиджа Беларуси и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике. Правда, рейтинг INSEAD здесь не упомянут, но это поправить гораздо легче, чем поднять уровень инновационности.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений