$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Инновации за свой счет

23.05.2008

В нашей стране еще не созданы предпосылки для широкомасштабной инновационной деятельности. Степень активности белорусских предприятий в три раза ниже, чем в ЕС. Среди основных причин называют недостаток финансирования, незнание международного рынка технологий, а также слабую вовлеченность в процесс малого и среднего бизнеса.

Общее настроение различных субъектов сферы ноу-хау отразили выступления участников тематического «круглого стола», организованного накануне «Белорусского промышленного форума-2008». Так, декан факультета финансов и банковского дела БГЭУ профессор Нина Богдан считает, что у 50% предприятий возникают проблемы с финансированием, причем среди источников финансирования преобладают собственные средства (75%), что свидетельствует о слабой вовлеченности внешних ресурсов.

Она также отметила, что отечественные предприятия в большей степени полагаются на закупку оборудования, чужих технологий, чем на разработку собственных производственных решений. В структуре инновационных затрат расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляют 24%, в ЕС этот показатель — 46%. В Европе их выполняют 80% всех инновационно активных предприятий, у нас — меньше половины. «Предприятия, может, и хотели бы, но у них просто нет средств», — резюмировала Н.Богдан.

Еще один камень на пути прогресса — не отлажен процесс переподготовки кадров. Причем, как свидетельствуют исследования, промышленники почему-то не относят нехватку квалифицированного персонала к основным факторам, ограничивающим инновационную деятельность.

Предельно малы у нас расходы на маркетинговые изучения рынка ноу-хау: не более 0,1% всех инновационных затрат. В результате белорусский бизнес не знает мировой конъюнктуры, цен, состава и количества своих конкурентов и потенциальных партнеров.

Такая ситуация грозит Беларуси в перспективе остаться на задворках мировых технологических новшеств. Эксперт констатирует слабое вовлечение нашей экономики в торговлю результатами научных разработок на мировом рынке, к примеру, по платежам мы в 10 раз отстаем от Чехии. Технологическое отставание экономики тем более недопустимо, если учесть, что уровень образования белорусов по различным критериям выше среднеевропейского.

Видит око, да зуб…

Бюджет 7-й рамочной программы научных исследований и технологического развития ЕС на 2007-2013 гг. (7РП) составляет 50,5 млрд. EUR. Кстати, воспользоваться столь мощным ресурсом могут и белорусские предприятия, 6 проектов с нашим участием уже получили добро на финансирование. По результатам выполнения 6-й рамочной программы таких было 19, сообщила в рамках «круглого стола» заведующая отделом международного научно-технического сотрудничества ГУ «БелИСА» Татьяна Ляднова.

Отметим, белорусский бизнес имеет возможность не только участвовать в проектах 7РП, но и получать прямое финансирование от Еврокомиссии. И это при том, что Беларусь не принимает участия в формировании бюджета программы.

Для получения денежных средств достаточно выполнить два ключевых условия. Во-первых, проект должен быть направлен на решение европейских задач и соответствовать приоритетам программы. К таковым отнесены здоровье, питание, сельское хозяйство, информационные, коммуникационные и новые производственные технологии, транспорт, а также некоторые другие. Во-вторых, в проекте должны принимать участие минимум три фирмы из ЕС.

Разумеется, то, чем смогли воспользоваться наши организации, — крохи. Деньги 7РП и иных аналогичных проектов остаются малодоступными белорусам в силу ряда причин. Во многом это связано с элементарной неинформированностью. В этой связи не только зубу, но и оку большинства белорусских бизнесменов недоступны мировые финансовые резервы.

Те же, кто претендуют на финансирование извне, зачастую не в состоянии оформить заявку или проект в соответствии с международными требованиями. «Надо правильно формулировать проекты, что большинство наших предпринимателей делать не умеют. Они часто приходят с бредовыми, а иногда и с гениальными идеями. Их еще нужно причесать, придать форму, провести экономический расчет», — отметил в своем выступлении председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

Малому — малое

К сожалению, этот девиз вполне применим по отношению к роли, которую играет малый и средний бизнес в инновационных процессах национальной экономики. Доля инновационных малых предприятий в Беларуси — менее 1,5%! В ЕС этот показатель 21%.

В то время как в Европе особо приветствуется бюджетное финансирование малых и средних производственных фирм, в Беларуси в приоритете — госсектор. Инвестиционные и инновационные программы в основном касаются крупных предприятий государственной формы собственности либо хозобществ, где государство выступает в роли основного акционера. К слову, в США доступ бизнеса к технологиям, разработанным за казенный счет, гарантирован федеральными законами, а в Китае любая фирма за бюджетные деньги может нанять иностранного специалиста для внедрения новых технологий в производстве. Чего достигли эти страны — ощущает вся мировая экономика.

О том, что еще, помимо недостатка финансирования, препятствует присоединению малого и среднего бизнеса к инновационному процессу, рассказал директор лидского бизнес-инкубатора ООО «Апсель» Леонид Мастюгин. Очень тяжело, по его словам, научить бизнесу ученых. Как правило, это люди преклонного возраста, и они занимают инертную позицию. Многие из их идей в лучшем случае дорастают до уровня опытного образца. Те же, кто нашли смелость и деньги двигаться дальше, сталкиваются с необходимостью пройти огромное количество согласований — порядка 15 инстанций, за невыполнением требований которых следуют штрафы.

Продуктивней, по утверждению Л.Мастюгина, идет работа с предпринимателями, которые уже научились выстраивать отношения с пожарными, санстанцией и другими контролирующими структурами. Хорошие результаты дает их обучение на семинарах по изобретательской деятельности.

Ветерок перемен

И все-таки есть надежда, что в ближайшие годы не только госсектор, но и малый и средний бизнес окажутся вовлечены в инновационный процесс. Во-первых, негосударственные предприятия хоть и вяло, но включаются в инновационные программы. Во-вторых, появляются новые источники инвестиций. В их числе — венчурное финансирование. По заверениям председателя Государственного комитета по науке и технологиям Владимира Матюшкова (см. «ЭГ» № 35-36), инновационная сфера станет приоритетным объектом венчурных структур, финансирующих наиболее рискованные и в то же время доходные проекты. Тот факт, что Указ от 3.01.2007 № 1 определил венчурную организацию как коммерческую, позволяет рассчитывать, что частному бизнесу будет уделено большее внимание.

Александр ГЕРАСИМЕНКО